Тувинская правда 12+

Эффект МАСС: что ожидать от интеграции сибирских регионов?

2 июля 2019
540

Темы, которые обсуждали губернаторы на недавнем заседании совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) в Туве, показывают, что регионы Сибири стремятся к интеграции друг с другом. А мероприятия, в которых с подачи главы республики Шолбана Кара-оола участвовали иностранные партнеры — представители Монголии и Китайской Народной Республики (КНР), — демонстрируют, что эту интеграцию диктуют взаимные интересы Сибири, Монголии и КНР по созданию и развитию экспортно-ориентированных трансграничных коридоров. И роль Тувы в этом практически ключевая.

 

Чувствуется, что у сибирских губернаторов появилось четкое понимание: без интеграции дальнейшее развитие невозможно. Интегрироваться же без налаживания прочных и устойчивых путей сообщения внутри Сибири не получится. Поэтому, наверное, заседание совета МАСС началось с обсуждения межрегионального проекта «Развитие межрегиональной авиамаршрутной сети Сибири с использованием региональной и малой авиации».

Реализация проекта уже началась. Он подразумевает выведение авиасообщения в Сибири на уровень, близкий к показателям до 1991 года. По словам председателя исполнительного комитета МАСС Геннадия Гусельникова, проект разрабатывается в интересах всех сибирских регионов. На необходимость развития межрегионального авиасообщения уже указал Президент России Владимир Путин. Но для того, чтобы проект был реализован, в Сибири необходимо восстановить и включить в работу 310 взлетно-посадочных полос и иметь в распоряжении 400 воздушных судов.

Оценка имеющихся ресурсов, отметил Геннадий Гусельников, показывает, что в Сибири преобладают взлетно-посадочные полосы длиной 300 — 500 метров, имеющие грунтовое покрытие, и длиной 500 — 900 мет­ров, частично с твердым покрытием.

Отталкиваясь от этих данных, на сегодня сформирован ряд критериев к выбору авиасудов. Основное требование к ним — это минимальная стоимость летного часа. На совете подчеркнули, что многие рейсы, которые осуществлялись по Сибири до 1991-го года, были экономически убыточными, и в условиях рынка достичь такой частоты и объёмов авиасообщения будет трудно. А если не думать об экономичности, то и вовсе невозможно.

— Либо мы возьмем субсидирование этих рейсов на себя, либо выработаем механизмы, которые позволят снизить убытки от таких полетов, — заметил губернатор Томской области Сергей Жвачкин.

Некоторые губернаторы считают, что только увеличение пассажиропотока приведет к тому, что авиасообщение между регионами Сибири станет экономически целесообразным. По мнению губернатора Кемеровской области Сергея Цивилёва, так, по крайней мере, удастся вывести их на безубыточность.

— Необходимо запускать только отдельные направления межрегиональных авиаперевозок, которые экономически выгодны в Сибирском федеральном округе. И раскручивать именно их, — подчеркнул он.

Другая проблема — поиск инвестиций для налаживания межрегионального авиасообщения в озвученных объемах, как частных, так и государственных, а также отсутствие на федеральном уровне определения «малая авиация». Касаемо последнего была высказана необходимость разработки федеральной программы развития малой авиации, а также обозначена необходимость в формировании критериев не только к авиасудам, но и к ремонтной базе.

Насчет инвестиций глава Тувы Шолбан Кара-оол предложил отработать этот вопрос на уровне правительства Российской Федерации.

— Развивать региональную авиацию крайне важно. Было время, когда между Тувой и нашим родным Красноярском совершалось до 14 авиарейсов в день, — резюмировал он.

Следующей темой в повестке заседания совета МАСС стало развитие экспортно-ориентированных трансграничных коридоров в Сибири. Обсуждение вопроса сразу же сориентировало разговор в область международных отношений. Роль Тувы в налаживании транспортных связей с зарубежными соседями стала очевидна. Дело в том, что программа «Развитие сибирских экспортно-ориентированных трансграничных коридоров», которую сейчас активно развивает «Сибирское соглашение», содержит всего четыре проектных позиции, и все они завязаны на Туве: формирование автомобильного трансграничного транспортного коридора Красноярск — Абакан — Кызыл — Хандагайты — Улангом — Ховд — Урумчи, создание авиационных коридоров Кызыл — Улан-Батор и Кызыл — Урумчи, создание Евро-Азиатского энергетического моста и организация поставки электроэнергии из России в КНР через территорию Республики Тува и, конечно же, строительство железной дороги Курагино — Кызыл с продлением ее на территорию КНР. Как видно, Тува и Кызыл как транзитный пункт присутствуют в каждой из этих позиций.

Любопытно, что все эти проекты на протяжении долгих лет продавливал Шолбан Кара-оол на уровне федерации и в среде губернаторов СФО. Также именно он первым из руководителей сибирских регионов стал налаживать связи с заинтересованными сторонами за рубежом. Несколько встреч с президентом Монголии не пришли даром, как и его визиты в КНР.

Наконец-то важность налаживания автомобильных и авиационных трансграничных коридоров, равно как и строительство энергомоста в Китай и продолжение железнодорожной ветки до Урумчи, признали руководители остальных сибирских регионов. Например, губернатор Новосибирской области Андрей Травников прямо заявил, что в их реализации заинтересованы все субъекты СФО, даже Новосибирская область, от которой до границы более тысячи километров. Что тогда говорить о Красноярском крае, простирающемся от границ Тувы до Северного Ледовитого океана?

— Президент страны Владимир Путин поставил задачу довести объем перевозимых по северному морскому пути грузов до 80 миллионов тонн. Учитывая то, что наша территория простирается от юга Сибири до Северного Ледовитого океана и ее пересекает Енисей, у нас есть возможность замкнуть северный морской путь и наши южные транспортные артерии, — заявил губернатор Красноярского края Александр Усс, имея ввиду под «южными транспортными артериями» не только трансграничный транспортный коридор Красноярск — Абакан — Кы-зыл — Хандагайты — Улангом — Ховд — Урумчи, но и строительство железной дороги Кызыл — Курагино.

По его словам, это сделает Туву и Красноярский край мультимодальным транспортным транзитным плацдармом для остальной Сибири и зарубежных партнеров.

— Красноярск очень заинтересован в получении доступа к рынкам Монголии и Западного Китая, а через них — к рынкам Юго-Восточной Азии, — подчеркнул Усс.

Это заявление он сделал на встрече, которую сразу после совета МАСС удалось организовать Шолбану Кара-оолу с делегациями от Увсанурского и Ховдского аймаков Монголии и правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Во время дискуссии заместитель председателя правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района Чжао Чонцзю сказал, что с китайской стороны уже построены и автодорога, и железная дорога до границы с Монголией. Обращаясь к главе Тувы, он добавил, что «если будет указано конкретное направление до какого форта продолжить строительство, мы сразу возобновим работы».

— Уверен, что совместно мы сможем поднять отношения России, Китая и Монголии на новый уровень, — подчеркнул Чжао Чонцзю.

Напомним, по итогам 2018 года товарооборот Синьцзян-Уйгурского автономного района составил 20 миллиардов долларов США. Торгово-экономические отношения выстроены с более чем ста странами и отдельными регионами. ВВП в 2018 году составил 117, 6 миллиардов долларов США.

Итогом дискуссии стало подписание протокола о намерениях сотрудничества о возможности разработки проекта по созданию трансграничного автомобильного коридора Красноярск — Абакан — Кызыл — Хандагайты — Улангом — Ховд — Урумчи.

— Мы воспользовались тем, что здесь, на территории Тувы, проходило заседание совета МАСС и пригласили к диалогу зарубежных коллег, чьи страны и регионы граничат с нами — губернаторов Увсанурского и Ховдского аймаков Монголии и руководство Синьцзян-Уйгурского автономного района. Это было сделано с одной целью — обсудить с ними возможность создания трансграничных коридоров, — резюмировал, общаясь с прессой, Шолбан Кара-оол.

Владимир АНТОНОВ

asdf asdf asdf