В редакцию обратился Александр Дондупович Монгуш. Он рассказал о своей книге «Боевой хуреш», которую издает малыми тиражами на свои средства у индивидуального предпринимателя. Ее можно приобрести в магазинах «Олчей», «Шевер», в Национальном музее.
Книга написана на основе личных наблюдений, изучения и применения на практике приемов борьбы. В первую очередь, пишет автор, она адресована подрастающему поколению. Это и практическое руководство для тех, кто хочет вести здоровый образ жизни. Это подготовка человека к житейской буре с малыми потерями.
Многие ждут лишь спортивного и боевого эффекта от своих упражнений, отмечает автор, не стремясь к большему. Начинающих заинтересует лишь техническая сторона этого боевого искусства, они заучат стандартный набор движений, который на самом деле является только внешней силой (даштыкы куш) человека. Такое отношение к борьбе весьма прискорбно, так как главное в боевом хуреше — внутренняя сила (иштики куш). Борьба способна укрепить наше духовное и физическое здоровье, помочь в становлении целостной, всесторонне развитой личности. Техника боевого хуреша — это лишь инструмент для движения вперед в труде, бизнесе, учебе, и уж, конечно, не связан с пагубными привычками.
Боевой хуреш объединяет ударную и бросковую технику, отличается жесткими правилами, более многогранен. Он не связан с жестокостью, агрессивностью. Автор считает, что лучший бой — тот, который не состоялся на улице или дома. Если вам нужен учебник «Курс уличного бойца», то вы ошиблись в выборе книги, предупреждает он.
Боевой хуреш состоит из двух стилей: борьба хуреш и кара-шош. В стиль хуреш включены болевые приемы самбо. В стиле кара-шош — базовые упражнения восточных единоборств, с добавлением тактики бокса, самомассажа, медитации. Соперники могут выбрать один из стилей. На тренировке берутся два комплекса упражнений: «арат» (крестьянин) и «моге» (всемогущий, сильный). Стиль «арат» склонен к борьбе хуреш, с вольными, миролюбивыми движениями: арат встречает рассвет, медитирует, делает массаж, пробежку минут на 15, снова повторяет комплекс. Упражнения стиля «моге» более жесткие, с определенными правилами. Повторять все приемы надо 50–60 раз за одну тренировку.
Особое внимание уделяется позвоночному столбу, он отвечает за быстроту движения, если не будет проблем с позвоночником — человек будет здоров. Работая с учениками, автор всегда «поправлял» им спину, требовал держать ее при ходьбе прямо. После каждой даже незначительной нагрузки не только спортсмен, но и любой человек должен размять спину.
Автор поделился некоторыми фактами своей биографии. Вспоминает о периоде с 1988 по 1990 год, когда в спортивном клубе «Самбажык» давали уроки по ушу. В то перестроечное время ушу занимались практически по всей Туве, проводились соревнования республиканского масштаба. Автор тоже ходил на тренировки в спортивный зал, который находился в старом деревянном помещении на стадионе им. 5-летия Советской Тувы. Там имелись душевая, русская парная. Позже это здание снесли, была произведена реконструкция самого стадиона. Был студентом Красноярского художественного института. А потом Александр Монгуш начал тренировать детей в своём селе Успенке. Учил тому, чему сам научился в г. Кызыле.
Александр Монгуш позиционирует себя как автора тувинского стиля «боевой хуреш». Он хочет сделать народный хуреш более профессиональным, привлекательным видом, мирового уровня. Сетует, что многие используют его книгу для написания рефератов, защиты дипломных, не делая ссылок на автора.
Книга Александра Монгуша о боевом хуреше впервые вышла в 2012 году. Время не стоит на месте: второе, переработанное, издание 2017 года дополнено новой информацией.
Елена ЧАДАМБА