На организационном совещании в Абакане по строительству железной дороги, о котором в понедельник на своей странице сообщил глава Тувы Шолбан Кара-оол, заявили, что проект позволяет наладить в республику в том числе и пассажирские железнодорожные перевозки. Напомним, что в нынешней редакции проект ориентируют, прежде всего, на транспортировку грузов.
На прошлой неделе в правительстве Тувы на видеоконференции с муниципалитетами почти сразу после московского совещания у председателя правительства России Дмитрия Медведева, которое было посвящено вопросам социально-экономического развития региона, глава Тувы подчеркнул, что проект строительства железной дороги в Туву подразумевает налаживание в регион грузовых перевозок.
— Нам надо сейчас заниматься обоснованием включения в железнодорожный проект и транспортной составляющей, — заметил он.
На момент этого совещания уже было известно, что Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) подписала договор с генподрядчиком ОАО «РЖД» на строительство железной дороги и работы должны начаться в этом году. Шолбан Кара-оол назвал это «событием, которого ждали почти все руководители Тувы еще с советского периода», и увязал принципиальный сдвиг в вопросе, пробуксовывающим почти десятилетия, именно с московским совещанием.
— Москва услышала нашу позицию о том, что республика нуждается в создании равных с другими регионами условий, — сказал Шолбан Кара-оол. — И готова нам в этом помочь. У нас есть месяц, чтобы сформулировать решения по жизненно важным для нас вопросам, которые обретут форму конкретных распоряжений, приказов и указов. Все зависит от нас.
В этом ключе он подчеркнул, что региону с муниципалитетами сейчас важно действовать слаженно — как одна команда.
И вот, с тех пор не прошло и недели, как вынесенное Шолбаном Кара-оолом во главу угла на совещании с муниципалами — включение пассажирских перевозок в проект строительства железной дороги в Туву — попало в фокус на совещании в Абакане, проходившем там в понедельник на уровне заместителя руководителя «РЖД» Виктора Зимина. На нем присутствовали представители ТЭПК, проектных организаций, минобороны России, а также трех регионов — Тувы, Хакасии и Красноярского края, на территориях которых будет проложена железнодорожная ветка.
Глава Тувы в своем блоге отметил состав участников и назвал это «смотром всех сил», вовлеченных в проект. В тоже время многие в регионе говорят, что это было первое рабочее совещание.
— Фактически, можно сказать, строительство уже началось — это первая рабочая встреча, — отметил собеседник издания из миндортранса Тувы, принимавший участие в абаканском совещании, у которого газета выясняла подробности этой встречи.
По словам собеседника, на совещании, в частности, было решено создать оперативный штаб по строительству железной дороги, в который войдут представители трех регионов: Красноярского края, Хакасии и, разумеется, Тувы.
— Но, что важнее для нашего региона, в диалоге между заказчиком и представителями проектных организаций прозвучало: проект позволяет налаживание железнодорожных пассажирских перевозок в Туву, — рассказывает собеседник. — Это прозвучало четко и во всеуслышание.
Несмотря на то, что конкретики насчет пассажирских перевозок пока нет, собеседник назвал это «главным событием» с тех пор, как стало известно, что строительство железной дороги начнется в этом году.
К слову. На видеоконференции с руководителями муниципалитетов на прошлой неделе Шолбан Кара-оол заметил, что железная дорога в Туву создаст совершенно иные социально-экономические условия в регионе: от наращивания объемов добычи угля инвесторами до ценообразования в наших продовольственных магазинах.
— Проект получил дорогу в жизнь, но нам предстоит решить еще очень много вопросов: земельных, энергетических, социальной направленности, создания рабочих мест для местных кадров, — резюмировал тогда Кара-оол. — «Курагино — Кызыл» — это только первый этап проекта. Второй предполагает продолжение нашей ветки дальше, в Азию.
Антон ПОСОХИН