Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Два фронта одного агентства

12 января 2017
930

Агентство по привлечению и защите инвестиций РТ существует около полутора лет. Несмотря на то, что первый год у организации ушел на налаживание внутренней работы, создание задела для финансовой самостоятельности, агентство постепенно начинает вносить свою лепту в формирование в республике благоприятного инвестиционного климата, работая как с «засаянским» бизнесом, так и с предпринимательским сообществом внутри Тувы. Наш корреспондент побеседовала с руководителем Агентства Даваа-Церином ИРГИТОМ.

— Некоторые эксперты полагают, что Тува — сложный регион с точки зрения инвесторов: нет железной дороги, электроэнергия дорогая и т. д. Однако частные инвестиции экономике республики нужны, как воздух. Для чего было создано это агентство, какие цели перед ним поставлены?

— Согласен, пока Тува действительно по ряду объективных причин — не самый привлекательный регион в этом плане. Но это не значит, что в России нет предпринимателей, имеющих свободный капитал, который должен работать. И почему бы не в Туве? Главная задача Агентства в том и заключается: найти потенциального инвестора и заинтересовать его вложить деньги в любую отрасль нашей экономики. Задача не простая, но решаемая. Ведь благоприятный инвестиционный климат — это совсем не условное понятие. Он характеризуется комплексом различных показателей, и любой искушенный в бизнесе человек принимает решение о финансировании того или иного проекта, проанализировав эти индикаторы.

Для этого руководством республики и было создано наше агентство — стимулировать инвестиционную активность в регионе, содействовать в создании благоприятного инвестиционного климата.

Создана наша структура в 2015 го­ду. Именно тогда было озвучено то, что понятно было уже давно: делать ставку в развитии только на государственные деньги — не правильно. На одном бюджете далеко не уедешь. Владимир Путин в своем послании дал четкую установку, чтобы администрации не надеялись только на бюджетные средства, а усиленно искали внебюджетные источники. Бюджетные средства — это, конечно же, хорошо, но не совсем эффективно.

— То есть можно сказать, что агентство появилось буквально вчера. Что за этот короткий срок вам все же удалось сделать?

— Полтора года — это и много, и мало. Как для бизнес-структуры — а мы существуем в форме акционерного общества, это, конечно же, малый срок. Мы в самом начале пути. В первый год для нас главное было создать партнерскую сеть и фундамент для деятельности предприятия, которые обеспечивали бы нам доход и позволяли вести свою деятельность, не обременяя региональный бюджет. В этом плане достаточно успешно работает наше дочернее предприятие — транспортная компания «Туватранссервис», занимающаяся организацией перевозок, предоставляя посреднические услуги в этой сфере. Планируем завести собственный автопарк. Из прибыли «Туватранссервис» агентство поквартально будет получать дивиденды. Пока, конечно, транспортная компания на стадии развития, о большом доходе еще говорить не приходится, но рассчитываем, что в уже в апреле–мае 2017 года она начнет приносить свои плоды.

— Иными словами, пока финансирование все же идет из ресбюджета?

— Из бюджета Тувы в 2015 году нам были выделены средства в размере 3,4 млн. рублей в качестве уставного капитала. Пока живем в основном на эти средства. Но мы уже начали получать небольшие дивиденды от транспортной компании. Также мы создали дочернее предприятие — управляющую компанию «Рекреация», которая будет заниматься благоустройством озера Дус-Холь. Знаете, наверное, какой беспорядок творится на этом озере. Основные цели компании — сохранение этой жемчужины тувинской природы и создание надлежащих условий для отдыхающих. В основном доход будет складываться из предоставления платных услуг: уборка мусора; установка туалетов и мусорных баков; содержание дорог, ведущих к озеру. Конечно же, будем предоставлять на прокат весь инвентарь, необходимый отдыхающим.

— А стоит ли отказываться полностью от использования в реализации проектов от бюджетных средств?

А мы и не отказываемся. Правда, на республиканский бюджет не рассчитываем. В этом плане могу отметить разработку проекта промышленного парка на территории города Кызыла. Мы участвуем с ним в конкурсе, который проводит департамент малого и среднего предпринимательства и конкуренции минэкономики России. Недавно состоялась предзащита. Наш проект получил хвалебные отзывы и есть надежда на победу.

— Только надежда?

— Разумеется, надеждами сыт не будешь. У нас уже зарегистрировались 22 резидента будущего промышленного парка. В качестве якорного мы рассматриваем Калтанский завод металлических конструкций. Это говорит о том, что специализация нашего парка будет строительная. На его площадке будет развиваться производство строительных материалов.

И выбор специализации не случаен. Своего производства строительных материалов, покрывающего потребности в них, у нас пока практически нет, а вот сырьевая база — достаточная. Для того, чтобы наладить производство стройматериалов на базе промышленного парка, останется только завозить цемент и металл. По предварительным расчетам, это позволит снизить себестоимость строительства в республике на 20%.

— Это действительно нужный и важный проект. И все же, как привлечь в Туву крупные капиталы?

— Для ответа на этот вопрос надо вернуться к началу нашего разговора, к проблеме транспортной изолированности Тувы. Снять ее полностью может только железнодорожная магистраль. Частично новая взлетно-посадочная полоса кызылского аэропорта. Мы очень надеемся, что с завершением реконструкции портового хозяйства появятся новые возможности в развитии туризма. Но и эта отрасль требует серьезных вложений, в том числе в кадровый потенциал. Кадры решают все, и не только в туризме, в любой сфере.

— Как преодолеть эти преграды на пути к инвестиционной привлекательности региона? Ваше агентство разрабатывает какие-то планы или программы в этом направлении?

— Агентство ориентируется на правительство республики, уже разработанные программы и приоритетные проекты министерств и главы республики. Свои программы мы не разрабатываем, потому что каждая предусматривает финансовые средства для своей реализации. Пока не разрабатываем. Но стараемся привлекать в бизнес людей желающих и активных. Ищем ресурсы внутри республики. Вот, например, недавно в Кызыле был открыт коворкинг-центр с нашим участием. Это место, где предоставляется любая помощь, необходимая индивидуальным предпринимателям. Он дублирует функции бизнес-инкубатора, помимо которых в коворкинг-центре, общаясь между собой, начинающие предприниматели могут найти своих единомышленников. Так же там есть конференц-зал, который можно арендовать по относительно невысокой цене, полностью оборудованный для презентаций. Есть также рабочие места. Люди, у которых нет возможности арендовать помещение под офис или работать дома, могут взять рабочее место напрокат на день, неделю или месяц. Стоимость довольно демократичная. Это площадка для начала развития своего бизнеса. Человек, у которого есть своя идея и он хочет ее реализовать, может прийти в коворкинг-центр, проконсультироваться со специалистами. Этот центр позволяет заинтересованным людям открыть свое дело с минимальными в него вложениями. Попробовать себя.

Плотно работая в минэкономики России, общаясь со специалистами этого ведомства, мы поняли, что в Туве нехватка реальных, зрелых проектов. Если инвестор хочет вкладываться в нашу экономику, ему необходимо знать все параметры, полностью владеть всей информацией о ситуации на рынке республики. Это сделать необходимо в первую очередь. Также важно наладить конструктивный диалог с предпринимателями, в том числе в разработке бизнес-проектов. Возможно, предприниматель хочет открыть свое дело, но пока не знает, как к нему подступить, с чего начать; возможно, у него нет четкой идеи. Наша задача состоит в том, чтобы помочь таким даже точно сформулировать идею бизнеса.

Сейчас власть закладывает фундамент для инвестиций в регион, а мы способствуем этому, стимулируя предпринимательское сообщество внутри региона и налаживая связи с потенциальными инвесторами за его пределами.

Антон ПОСОХИН