Тувинская государственная филармония в очередной раз порадовала нас встречей с настоящим искусством. В пятницу, 20 мая, в ее зале прошел концерт лауреатов международных конкурсов Марлены Мош и Александра Малкуса. Нам представили песнопения древней Армении и романтику русской музыки.
Гостья — уроженка Степанакерта, где растет много ежевики (мош на родном языке певицы). Так Марлена Арменовна Габриелян взяла это звучное слово себе для сценического псевдонима. А москвич Александр Маркович, оказывается, еще в советские годы в первый раз побывал в Туве, восхищается красотой Енисея, обосновавшимися здесь людьми, горловым пением. Дуэт существует лет 15, часто на сценических площадках Москвы, где сейчас оба артиста живут, выступает с различными программами.
Александ Малкус получил образование в Московской государственной консерватории, где и работает по сей день. Становился лауреатом конкурсов пианистов в Бухаресте (Румыния), Белграде (Сербия), Верчелли (Италия). Много сотрудничает с композитором Родионом Щедриным, принимал участие в его концертах в нашей столице и в Европе. Помогал Марлене Арменовне в поисках и собирании армянских мелодий и текстов в библиотеках первопрестольной.
Москвич представил нам несколько сольных номеров за роялем — чудо, прекрасный мастер. В исполнении — выразительность, артистичность, душевность. Произведения Арно Бабаджаняна, Комитаса (Согомон Согомонян), Александра Спендиарова, Михаила Глинки, Анатолия Лядова в подаче замечательного пианиста так ласкали слух, слушал бы и слушал… Стоит подчеркнуть просветительскую составляющую программы: звучали малознакомые мелодии. Да когда это еще и живой звук. Роскошный подарок!
А в центре внимания оказалась хрупкая гостья, в национальном армянском костюме. Марлена Арменовна — педагог по образованию, даже и работала учителем. Но страсть к музыке взяла верх. Ее прадед Арутюн — известный исполнитель на зурне, национальном инструменте, послушать предка собирались люди из разных мест. Да и мама прекрасно пела, что бы ни делала. Ставшая москвичкой гостья, мама двоих детей — член Союза писателей России, пишет стихи на русском языке. Выпустила поэтические сборники — «Муза и дар», «Звук-отзвук». Член Московского музыкального общества. В 2008 году стала лауреатом столичного конкурса «Красота спасет мир», а в болгарской Варне завоевала первое место в творческом состязании «Искусство и друзья». Кстати, дуэт много гастролирует. Не только по городам нашей страны, но и за рубежом, где его прекрасно принимают.
Певица кропотливо собирает древние мелодии своей родины, проникновенно их представляет слушателям. Она называет своё творчество в этническо-духовно-молитвенном стиле. Стоит подчеркнуть: подача мелодий весьма своеобразная и непохожая ни на что. Ярко индивидуальная. Артистична, выразительные движения руками и танцевальные па дополняют творческую харизму представительницы Кавказа.
Интересная и техника звукоизвлечения. Действительно, попадаешь в солнечную Армению, слышится и дудук, и зурна, и звуки гор, шелест листьев и травы мест, что породили такие древние мелодии. Их собирали и сохранили для нас Комитас, Саят-Нова (Арутюн Саядян). «Песня плуга», «Колыбельная», «Куропаточки», «Птица дивная, несравненная», «Обращение к богородице». Особенно хорошо зал встретил народную песню «Осанна» (имя девочки), хлопали в такт. А «Плясовая» так и звала потанцевать, согреться в холодном зале…
Услышали мы и несколько произведений русской классики: «Осень» Вадима Козина, «Если можешь, прости» Аркадия Островского, «И нет в мире очей» Александра Гурилева, «Флорентийская песня» Петра Чайковского. Подано своеобразно, но всё равно веет временами Вертинского… Необычно, непривычно, интересно и — красиво! Вкус, такт, владение голосом. И — прекрасный дуэт, который единое целое.
В конце зрители и организаторы, представители министерства культуры благодарили гостей за визит и программу, дарили цветы и подарки. Армянская диаспора (в основном пришли ее представители, одна женщина мне поведала: купила 20 билетов, узнала информацию в Интернете, даже программу изучила заранее…) в лице восьми девушек с танцевальными номерами поучаствовала в концерте. Продавались и диски гостей, желающие их приобретали.
Но осадочек остался: молодежь и дети вели себя хуже некуда. Ходили, говорили, пересаживались, звонили по мобильникам, ели-пили, младенцы «подпевали». Чувствовали себя как дома перед телевизором. Благо, у гостей оказались стальные нервы, они делали вид, что не замечают такого бескультурья. За что им — отдельная благодарность.
И — спасибо за встречу с Искусством. Мы больше узнали о музыке древней Армении.
Марина КЕНИН-ЛОПСАН