…Дом задуман огромный: более трёхсот квадратных метров. Правда, в сумму полезной площади автор — проектировщик включила также винтовую лестницу, ведущую на второй этаж. «Её, наверное, можно не считать», — смеётся девушка. Больше всего в этом доме — воздуха. И самая большая из комнат — кухня. Её даже не перекрывает второй этаж: стены уходят под самую крышу, выливая в помещение удвоенные потоки солнечного света из окон, что вырезаны одно над другим и создают удивительное впечатление монументальности. Пространство кухни плавно вливается в окружность гостиной. По правде говоря, первый этаж больше похож на масштабную квартиру — студию. И это не просто игра воображения.
— Всё в доме, — поясняет Аяна, — соответствует канонам юрты: правая часть — женская, левая — мужская. Заходишь в юрту — и сразу перед тобой очаг. Вот и здесь центральный объект — фальш — очаг. Вокруг огня тувинцы сидят на полу — и здесь вокруг очага — полукруглый диванный уголок, куда сразу же можно устроить гостей: сидеть, общаться.
Теперь легко понимается обращение автора к студийности в интерьере: в юрте ведь нет внутренних перегородок, вот и здесь — минимум стен, максимум пространства. Двери — раздвижные, ездят по рельсам. Тоже чтобы не загромождать пространство — поясняет автор. На женской половине дома — кухня, на мужской — мастерская. В Аяниной мастерской, к слову, совсем не мужской инструмент: швейные машины, портновский манекен, мольберты. И это не случайный набор.
Второй этаж, где расположены спальня, детская для двух подростков и так называемый холл — место отдыха с библиотекой, — перекрывает лишь прихожую, санузел и мастерскую. Центральная часть дома, с очагом, — стилизованный каминный зал с высоченным потолком, подпираемым длинной тонкой стрелой очага – имитацией труда Даши Намдакова, обновлённого обелиска «Центр Азии».
Величия интерьеру придаёт и цветовое решение: обширное бело — бежевое на контрасте с оттенками коричневого — натурального дерева, которое, кстати, должно стать преобладающим материалом и в декоре, и собственно в строительстве. Керамика использована разве что в отделке ванной.
В качестве украшений — вязь традиционных тувинских узоров, которыми декорируется юрта. Ими расписан и потолок. В комнатах развешены репродукции узнаваемых скульптурных сооружений Кызыла, стилизованные картины бурятского художника Зорикто Доржиева, а между ними скромненько пристроились и свои собственные, авторские. В окно, к слову, заглядывает не что — нибудь, а крыша музыкально — драматического театра Тувы. Но это, конечно, условно, для усиления эффекта.
Выполнен интерьер из современных материалов, с использованием актуальных дизайнерских приёмов и хитростей, и при этом всё здесь дышит востоком.
— Чистого стиля тут нет, — соглашается автор. — Скорее, смешение этнических стилей. Этакая этническая гамма. Немного Японии, Тувы, вообще — кочевых народов. Вы говорите лофт? Нет, это другое. Лофт — это бетон, железо. А здесь в основном дерево, оно — преобладающий материал.
Именно за сочное сочетание современного и этнического, такое оригинальное и привлекательное, дипломную работу Аяны Куулар «Дизайн — проект частного дома в Кызыле» высоко оценили преподаватели Восточно — Сибирского государственного института культуры и даже приезжавший на защиту профессор из Петербурга.
Защитилась Аяна на твёрдую пятёрку и домой, в Кызыл, вернулась с красным дипломом дизайнера среды. А дизайнер среды, уточню, это два в одном: дизайнер интерьера и ландшафтный дизайнер.
— Но если уж давать определение моей профессии, — добавляет девушка, — то я и инженер, и архитектор, и художник, и даже — биолог и психолог в одном лице. Биолог — потому что должна профессионально разбираться в растениях, которые используются при оформлении территорий: в каком они нуждаются уходе, когда цветут, как ведут себя зимой и летом. Психолог — потому что должна уметь с полуслова понимать, чего хочет клиент и какой вариант для него будет более комфортным.
В Кызыле работу Аяна нашла сразу, как только приехала. Правда, для её профиля — самую примитивную. Сейчас она разрабатывает макеты баннеров. Говорит, что спрос очень большой. Баннеры в Туве любят. А вот на дизайнера интерьера, как, впрочем, и ландшафта — смотрят пока как на диковинку. Девушке, которая профессию выбрала уже сознательно, после окончания художественного отделения Кызылского колледжа искусств, немного обидно. Прогресс в Туву, пока она заканчивала ВСГАКИ, прийти не поторопился; поэтому теперь перед ней выбор: либо работать по какой — нибудь смежной специальности, либо — толкать своё собственное дело. Страшновато, говорит, конечно, браться за настоящий, не бумажный, проект — но очень хочется. В Уладе—Удэ девушка успела пройти небольшую стажировку в дизайнерской студии, специализирующейся как раз на интерьере и ландшафте. Узнала, что бизнес там вполне себе живёт: заказы поступают и на оформление общественных мест, и от богатых людей, которым не жалко вложиться в стильную обстановку. Тува от Бурятии отстаёт.
Немного подрабатывает Аяна рисованием портретов. Сидеть на площади с художественным инвентарём стесняется, но через страничку в Интернете заказы получает. Для неё это — как подпитка. Рисует талантливая девушка с раннего детства, начала, признаётся, с копирования мультиков с телевизионного экрана. Потом родители отдали в сельскую изостудию — а росла Аяна в селе Чыраа—Бажы Дзун—Хемчикского района. Потом — ККИ. Увлечённо рисовала и во время учёбы во ВСГИК. Свои картины, стилизованные декоративные работы, хранит дома. А недавно освоила новый оригинальный жанр, который увидела в Интернете: за десять минут на сцене, на виду у целого зала, художница рисует огромный портрет. Причём зал даже не подозревает, что выйдет из — под её кисти. Работа выполняется чёрной гуашью, и публика поначалу теряется в догадках, что перед ней: птицы? Горы? Какой — то пейзаж? И вот спустя десять минут художница отходит в сторону, а с холста – о чудо – на зал смотрит лицо Владимира Высоцкого. Или Виктора Цоя. Причём лицо это — вверх тормашками. Под всеобщее ликование холст переворачивают, и публика захлёбывается восторгом. Первое выступление, на Студенческой весне в Бурятии, выдалось для девушки фееричным: зал аплодировал стоя. Последний раз она изобразила народного хоомейжи Конгар—оола Ондара. Туве тоже очень понравилось.
Что это: волшебство, или особый талант? Аяна скрывать не стала: это, объяснила она, то, что получается после долгой предварительной подготовки.
И ещё одно, о чём хочется упомянуть. Аяна Куулар — автор оригинального арт — объекта, рядом с которым несколько лет назад, во время одной из первых «Ночей в музее», фотографировались многие кызылчане: того самого диванчика — рта с длинным языком, на котором застыл чупа — чупс. Аяна тогда была ещё студенткой ККИ и смастерила этот объект специально для культурного мероприятия. Форму диванчику придал поролон, из поролона же был выкроен и язык. Затем всё аккуратно обшила тканью. О дальнейшей судьбе своего произведения Аяна не заботилась. «А я и не знаю, где он сейчас», — смеётся девушка.
…Пока Аяна живёт на съёмной квартире. До тех трёхсот собственных квадратов, которые она спроектировала для своего дома в дипломной работе, ей ещё ой как далеко. Хотя — кто знает…
— Сбудется ли моя мечта? – размышляет дизайнер. — Сложно сказать. Хотелось бы. Может, и не в таких масштабах: всё можно скорректировать, оптимизировать, уменьшить. Главное — концепция, идея: построить и обустроить такое жильё, которое грамотно и гармонично будет сочетать в себе традиционное, национальное, и современное. В этом — не только искусство профессионального дизайнера, но и — житейская мудрость. Жить комфортно, цивилизованно, и в то же время — чтя и сохраняя традицию. Именно таким и должно быть наше развитие. В конечном итоге, получится ли у меня осуществить этот проект, — только от меня и зависит.
Виктория КОНДРАШОВА