Тувинская правда 12+

Догоним ли китайцев?

15 августа 2015
1683

Много интересного в эти дни происходило в центре Азии. Можно сказать, день и ночь звучал хоомей в Доме народного творчества Кызыла и в Центре развития тувинской традиционной культуры и ремесел.

Еще подходишь к зданию, а уже издалека раздаются разные стили горлового пения, конкурсанты в коридорах на этажах, на улице «пробуют голос». Во дворе центра раскинули белую юрту: тут на 100 человек споро готовятся обеды и ужины, национальные тувинские блюда, но был и рассольник в четверг. Рядом — зеленая большая палатка, чтобы не чувствовались теснота и духота.

В третий день собралось более всего участников соло, а на тройки их разбивал ведущий Шон Куирк, кому за кем выходить на суд жюри. Внешне разноплеменный народ спокоен, но внутреннее напряжение заметно, каждый сосредоточенно собирает себя в «решительный бой».

Поздоровались с давней знакомой Мао Терадой, которая с дочкой была и на обряде «Оваа хоомейжи» 11 августа в «Алдын-Булаке». Улыбчивую японку любят в Туве, помнят по мощному каргыраа на других конкурсах. Общается с приехавшими земляками, но сама на этот раз не участвует в фестивале, не чувствует, что готова, не успевает. Помогает с переводом. Есть постоянный вид на жительство, недавно получила. Родители ее здесь навещают, папа вышел на пенсию. Наши края родным нравятся. Дочке Аазий (так ребенка ее отец назвал) 2 года 9 месяцев, до 18 лет, совершеннолетия, будет двойное гражданство, а там надо выбирать, потому что в Японии можно иметь только один паспорт. Милая девчушка говорит на японском, с местной няней немного общается уже на тувинском. Горловое пение Мао малышке не нравится, начинает плакать, хотя других слушает. Подворачиваются полюбившей Туву женщине случайные заработки, но помогают родители в основном. Нашедшая здесь вторую родину, японка окончила Кызылский колледж искусств, дома получила степень бакалавра по филологии. Вот такая история, ярко характеризующая, до чего может довести любовь к хоомею. До жизни в центре Азии.

В апреле создан Союз исполнителей горлового пения, который возглавил Аян Ширижик. Необходимый и давно назревший шаг. В городе сейчас есть реклама концерта 16 августа «Хосоо Трансмонголия», в котором примут участие звезды Игорь Кошкендей, Монгун-оол Ондар из Тувы, японец Макигами Коичи, алтаец Болот Байрышев. Это не афишируется, но программу готовят в поддержку Откуна Достая, тяжело заболевшего. Он, напомним, создал Центр тувинско-японской дружбы «Каргыраа». Штрих, характеризующий скромные натуры исполнителей, которые своих в беде не бросают…

В среду несколько представителей регионов России в закрытом кругу обсудили «больной» вопрос: «Как бороться с пиратством?» Решили действовать сообща, как коротко разъяснила итог доктор культурологии Валентина Сузукей.

А в четверг в центре состоялся серьезный разговор о сохранении материальной и нематериальной культуры. Ко второй относят горловое пение. Из-за глобализации и технического прогресса, от которых никуда не деться, всё острее встает вопрос «Что мы оставим будущим поколениям?» Судя по выступлениям — пока дело особого внимания на местах в Туве не удостоилось, работников культуры чиновники воспринимают только в ипостаси организаторов зрелищ. Но нужно сейчас собирать материал у информантов, которые в преклонных годах.

Опытом делилась энтузиастка из Республики Алтай Тамара Садалова, доктор филологических наук, ответственный секретарь Национального комитета по делам ЮНЕСКО в РА. В этом регионе есть чему поучиться, гостья рассказывала, как шаг за шагом создавались документы и реестры. И должна быть инициатива с мест граждан, но решать проблему надо на уровне правительства. К тому же стоит привлекать юристов, чтобы не было разночтений с российским законодательством. Нужны четкие формулировки о сакральных местах, культурном пространстве и т.д.

Заместитель руководителя Службы по охране объектов культурного наследия РТ Омак Ондар предложил объединиться в этой работе нескольким регионам.

И опять говорили, что лет пять назад Китай и Монголия опередили Россию, оформив первыми документы в ЮНЕСКО по горловому пению. Парадоксальность ситуации в том, что сами китайцы уже лет 100 как забыли это искусство, важный шаг сделан благодаря малочисленным народам в стране. А у нас только и спорят, откуда пошел хоомей, кто его лучше исполняет… Пора бы объединиться, да тоже правильно оформить документы для ЮНЕСКО.

По этой теме есть любопытная статья Эндрю Хиггинса в Washington Post (США) за 10 августа 2011 года. Короткая цитата из нее: «Горловое пение — весьма трудная практика — очень часто вызывает интерес, иногда жадный, за пределами Монголии. Российский регион Тува, граничащий с Монголией, в 1990 году попытался присвоить себе это искусство и ввести лицензионную систему на исполнителей горлового пения». Комментарии излишни. Мы много сотрясаем воздух, а китайцы делают.

Эту ситуацию прокомментировал телеут (их в России осталось чуть более 2600) из Кемеровской области Арсен Калишев: «Молодцы китайцы. Они за что берутся, потом хорошо продвигают. Может, это заставит нас шевелиться. А то к таким народам, как мой, в стране вообще нет внимания. В наших трех деревнях Беловского района — Беково, Шанда, Черта — родной язык только факультативно можно преподавать, вот и уходит он от молодых… На фестивале учусь, набираюсь знаний, чуть умею петь хоомей. А у тувинцев есть дух — это главное!».

Так что нам остается только брать пример с энергичных китайцев. Меньше спорить о первенстве в хоомее, а довести регистрацию в ЮНЕСКО до реализации. Сможем? А то вот книгу Теда Левина еще в 2013 году на международном симпозиуме обещали ему в 2014-м издать большим тиражом. И где «Музыка новых номадов»???

Шорцев — 10 тысяч, их культуру пытается сохранить еще одна энтузиастка Надежда Печенина, которая интересно рассказывала про поиски и издание фольклорного материала, возрождение праздника нового года. История этого народа — урок другим: надо хранить наследие предков!

Об этом говорила и представитель ТИГИ-ТИГПИ Полина Серен. В ее родном Кочетово Тандинского района исчезли священные курганы, что она считает «заслугой» компании «Межегей-уголь», а население боится поднять вопрос. К этому Надежда Максимовна добавила: есть механизмы возмещения материального ущерба, надо знать это и заниматься, хотя не так всё просто. Преподаватель Тувинского госуниверситета Аржаана Конгу предложила использовать в работе проект «Девять драгоценностей», откуда можно взять много материала для регистрации.

И очень ярким получилось выступление большой энтузиастки из Чадана Зои Балчыырак, которая трепетно хранит традиции и собирает фольклор. Она — директор центра «Наследие культуры», авторитетный человек, даже и брошюры выпускает, чтобы материал не пропал. Вот у кого надо учиться!

Да, мир украшают всё народы, малочисленные в том числе. И их культуры — наследие всей Земли. Никто не должен уйти в небытие…

Фестиваль завершился вчера. Был еще культпоход на спектакль «Вернись, мой друг, вернись». Ездили некоторые гости на озера. Для журналистов члены жюри и конкурсанты дали итоговую пресс-конференцию: куда двигается искусство хоомея?

Будем надеться, только вперед!

Марина КЕНИН-ЛОПСАН

ХООМЕЙ ВНЕ ВОЗРАСТА И МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

Завершились второй и третий, последний, дни прослушиваний участников первого Международного фестиваля-конкурса «Хоомей в Центре Азии». Как коротко комментирует происходящее член жюри конкурса, народный хоомейжи Республики Тува Игорь Кошкендей:

— Во всех номинациях хоомейисты выступили достойно и понравились членам жюри. Но предстоит выбрать лучших. И кто-то получит главный приз.

Во второй конкурсный день в номинации «Традиционное соло», путем жеребьевки, были прослушаны 40 горловиков из Китая, Монголии, Японии, США, Хакасии, Бурятии, районов Республики Тува и Кызыла. Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел гостеприимно принимал участников конкурса. В зрительном зале практически не было свободных мест.

Помимо того, что участники форума были родом из разных стран, городов и поселков, отличались они и по возрасту. Так, в третий день прослушивания зрители могли порадоваться выступлению самого младшего хоомейиста, принявшего участие в фестивале. Зовут его Намзырай Хомушку, ему шесть (!) лет, приехал из Чадана и покорил зрителей игрой на игиле, исполнением хоомея. Ведущий конкурса Шон Куирк заметил, что Намзырай занимается хоомеем с трехлетнего возраста. В отличие от более взрослых участников фестиваля, он выступал очень недолго, но вызвал бурные овации.

В третий конкурсный день в номинации «Традиционное соло» приняли участие горловики из Китая, Японии, Испании, Горного Алтая, Хакасии, Кемерово, районов Тувы и Кызыла, всего выступили 42 участника.

Во второй и третий конкурсные дни в Доме народного творчества прослушивались «Традиционные ансамбли» из Тувы, Хакасии, Китая и Монголии, всего 16. Там же в номинации «Ансамбли и солисты, интерпретация» выступали артисты из Тувы, Финляндии, США, Саха (Якутии), Японии, Италии и Китая. Членам жюри работать было сложно: новые веяния и направления, нетрадиционную подачу материала надо было оценить по достоинству.

На конкурсе, что очень важно, происходит неформальное общение между зрителями и носителями разных культур, исполняющими горловое пение по-своему. Хоомей стирает границы между странами.

Мария ФЕЛЬДМАН

asdf asdf asdf