Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

До чего доводит любовь к литературе

15 мая 2014
1311

Раньше мне никогда и в голову не приходило, что на всероссийскую олимпиаду в Москву может попасть обычный школьник, даже из далёкой сибирской глубинки. Однако после того, как мне самой удалось победить на школьной, городской и республиканской олимпиадах, впереди показался заключительный этап — тот самый, страшно сказать, всероссийский, на котором встречаются самые эрудированные ребята со всей нашей страны. Ну что ж, решила я, отступать нельзя.

После того, как я узнала, что прошла на «всерос» по литературе, мы начали серьёзно готовиться. Времени оставалось не так много, да и летело оно со скоростью света. Не успела я оглянуться, как пришёл день отъезда.

Анализируй, твори, выступай

Олимпиада по литературе проходила недалеко от Москвы, в санатории и учебном центре «Вороново». Проводится она с 1995 года, и уже в третий раз её организует Высшая школа экономики. Все волонтёры, участвовавшие в организации мероприятия, это студенты «вышки», весёлые, добрые, отзывчивые. Участники олимпиады подружились не только между собой, но и с ними. Один из волонтёров, Оля, всегда мечтала попасть на всероссийскую предметную олимпиаду школьников. В школьные годы ей это не удалось. Но, поступив в «вышку», она узнала, что сможет поучаствовать в организации олимпиады. Не раздумывая, подала заявку — и оказалась в числе волонтёров.

На недельку в Подмосковье съехались ребята из разных уголков России. Те, кто увлечён русской литературой. Они приехали проверить свои силы, поймать удачу за хвост.

Проходила олимпиада в три тура, каждый — в отдельный день.

Первый тур — анализ произведения. Что анализировать: прозу или поэзию — участники выбирали сами. Девятиклассникам предложили выбрать либо рассказ Константина Паустовского «Старая рукопись», либо стихотворение Давида Самойлова «Дом-музей». Десятиклассникам — рассказ Юрия Олеши «Лиомпа» или стихотворение Арсения Тарковского «Поэт», одиннадцатиклассникам — рассказ Сергея Довлатова «Жизнь коротка» или стихотворение Иосифа Бродского «Ты поскачешь во мраке».

Мне, представительнице самой старшей группы, приглянулся рассказ Сергея Довлатова. Что требовалось в ходе анализа? Правильно понять текст и мысль, которую автор хотел донести до читателей. Принять во внимание особенности композиции. Проанализировать сюжет, дать характеристику героям.

Второй тур олимпиады — творческий. Участникам предложили два задания. Первое — написать заявку на участие в международной конференции. Темы следующие: «Александр Сергеевич Пушкин в 21 веке» (для девятых классов), «Михаил Юрьевич Лермонтов в 21 веке» (для десятых), «Николай Васильевич Гоголь в 21 веке» (для одиннадцатых). Каждый мог выбрать, в какой роли он будет выступать: педагог, филолог, литературовед, искусствовед, культуролог — и затем тему доклада. При этом текст заявки не должен превышать 100 слов. Честно говоря, сложновато было уложиться в столь маленький объём, поэтому пришлось не раз переписывать и сокращать текст.

Второе задание состояло в том, чтобы составить поэтический сборник. В него должны были входить титульный лист, вступительная статья, стихотворения, объединённые общей темой, а также иллюстрации. К заданиям сразу прилагались пять стихотворений, а ещё пять-семь участники должны были подобрать сами, но стихотворения обязательно должны были содержать один и тот же мотив. Работать над этим заданием было очень интересно, хотя и неимоверно трудно.

Третий тур олимпиады — устный: выступление перед комиссией. Участники выбирали одну из двух тем и за час должны были подготовиться. Девятиклашкам предлагалось выступить на тему «Вы обязательно должны это прочитать!» или «Убьёт ли компьютер бумажную книгу?», ребята постарше размышляли, можно ли стихами сказать больше, чем прозой, и нужен ли людям, говорящим на одном языке, общий круг чтения. Самые старшие участники должны были выступить с аргументацией, какого автора (книгу) нужно непременно включить в круг школьного чтения, или поразмышлять над словами итальянского писателя Умберто Эко «Не надейтесь избавиться от книг!».

Такое бывает раз в жизни

Олимпиада — дело святое, но и о развлечениях организаторы подумали. Сколько всего интересного происходило между олимпиадными состязаниями — не перечесть. После первого тура нам показали документальный фильм «Мой Гамлет», а потом мы пообщались с актрисой Людмилой Абрамовой, женой Владимира Высоцкого и матерью двух его сыновей. В фильме мы увидели Государственный культурный центр-музей Высоцкого, а также отрывки из постановки шекспировского «Гамлета» на сцене театра на Таганке, где на протяжении восьми лет роль принца Датского играл Владимир Высоцкий.

Мы посмотрели фильм, а потом задавали вопросы Людмиле Владимировне. Обменивались мыслями о значении театра в жизни людей, спрашивали, что значила роль Гамлета для Владимира Семёновича. Конечно же, интересовались, сохранилась ли полная запись театральной постановки, на что Людмила Абрамова ответила: «Чудо спектакля зафиксировать нельзя, это духовное чудо, невидимое. Оно происходит при общении между людьми. Разве можно зафиксировать, как возникает любовь? Нельзя! Можно найти только образ. Нет, ни одной полной записи нет».

Встреча с Людмилой Владимировной на всех — и учителей, учащихся — произвела огромное впечатление.

А в один из вечеров санаторий «Вороново» посетили будущие артисты — студенты Театрального института имени Щукина. Они прочитали отрывки из «Тихого Дона» Шолохова, «Героя нашего времени» Лермонтова и «Ярмарки тщеславия» Теккерея, рассказ «Русский характер» Алексея Толстого. Из уст молодых людей знакомые нам произведения зазвучали по-новому. Это было так интересно!

И ещё была экскурсия в Москву. По Белокаменной мы путешествовали целый день. Посетили Галерею искусства стран Европы и Америки 19–20 веков Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Воочию увидели произведения Клода Моне, Анри Руссо, Эмиля Бурделя, Огюста Ренуара, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Камиля Коро, Винсента ван Гога, Гюстава Курбе — всех не перечислить…

Вечером студенты Школы-студии МХАТ играли спектакль «На дне». И снова совершенно другой взгляд на произведение! Играли молодые и талантливые девушки и юноши. Отвлечься было невозможно ни на минуту.

И уже под занавес встреч, открытий и потрясений — ещё одно знакомство с представителями литературного мира, но уже нашими современниками. Нам представили поэтов Александра Кушнера и Марину Бо­родицкую. Они читали свои стихотворения, отвечали на вопросы, а потом давали автографы. Кто знает, посчастливится ли ещё когда-нибудь кому-то из нас вживую слышать, как стихи собственного сочинения читает настоящий поэт? Мы спрашивали у литераторов, как рождается стихотворение, что чувствует в этот момент автор, как он расставляет акценты, что для него главное в произведении…

На олимпиаду приехали очень разные ребята. Кто-то из них пытается сочинять стихи, кто-то наряду с литературой серьёзно изучает математику и физику, кто-то увлечён живописью, а кто-то — музыкой. В один из вечеров участники и волонтёры собрались в маленьком холле, возле номеров, где жили ребята. Кто-то принёс с собой гитару. И — началось. Песня за песней. Пели все хором. А одну песню пропели даже четыре раза. Это песня группы «Сплин» «Моё сердце». Я уверена, что этот тёплый музыкальный вечер останется в памяти у нас навсегда.

Думаю, я должна упомянуть человека, без которого ничего бы у меня не получилось. Это моя учительница по литературе Зинаида Васильевна Дехтяр. Именно она привила мне любовь к литературе, к чтению. Мне кажется, очень многое зависит от учителя, ведь именно он — лицо преподаваемого предмета, в его власти заинтересовать им ребят. Встречаются, конечно, и такие педагоги, которые рассказывают про какие-либо события, про деятелей культуры и искусства, про книги, что называется, без огонька. Но на уроках Зинаиды Васильевны всё иначе. Про писателей и поэтов она рассказывает так, словно знает их всю жизнь. Что уж говорить о произведениях!

…Из 250 участников всероссийской олимпиады по литературе 53 стали призёрами, 19 — победителями. Мне, к сожалению, не удалось попасть в их ряды. Но я счастлива, что приняла участие в этом чудесном мероприятии.

Валерия ЕЛСУКОВА