Госпрограмма по переселению из аварийного жилья в России, начатая в 2013 году, финиширует в 2017 году. Реализация этой программы не только позволила многим жителям улучшить жилищные условия, но и вскрыла ряд проблем в строительной и других отраслях, к примеру, в таких специфических регионах, как Республика Тува. В интервью агентству «Интерфакс-Сибирь» консультант в сфере ТЭК, PR, политолог Дмитрий Орлов поделился своим мнением, почему программа «пробуксовала» в отдельных регионах и как можно ее усовершенствовать.
— Дмитрий Иванович, 2017 год рубежный для исполнения федеральной целевой программы по переселению граждан из домов, признанных аварийными и ветхими до 2012 года. Как вы оцените предварительные итоги этой программы?
— Да, действительно, это масштабная и важная федеральная программа. Программа завершается в 2017 году. Дано поручение правительству выработать постоянно действующий механизм расселения аварийного жилого фонда и запустить его с 1 января 2019 года.
— Сколько людей до конца года получат новое жилье?
— Около 1 миллиона граждан в целом по стране будут переселены из аварийного жилья. При этом, как отметил недавно председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин, еще столько же нуждается в новых квартирах.
— Как известно, в реализации программы не все так хорошо, как хотелось бы. Многие регионы не справились в установленные сроки и остаются в аутсайдерах.
— Есть информация, что в целом до полутора десятка регионов могут сорвать сроки переселения граждан из аварийного и ветхого жилья. Среди них называют Карелию, Амурскую область, Туву, Еврейскую автономную область. Есть проблемы в Забайкалье, Архангельской и Свердловской областях.
— Почему, с вашей точки зрения, одни регионы справились, а другие нет?
— Программа, ее требования и условия — одни, а возможности для ее реализации у разных регионов — разные. Различные климатические условия, уровень развития строительной отрасли, транспортной и инженерной инфраструктуры, коммунального хозяйства, бюджетной обеспеченности. Одно дело строить в центральных и южных регионах, совсем другое — в Сибири или на Дальнем Востоке. В каждом проблемном случае нужно разбираться отдельно, анализировать причины и только потом делать выводы. Даже внутри списка есть свои особенности. Например, Свердловская область и Тува — оба региона не укладываются в срок. Но реализацию проекта в этих двух регионах совершенно нельзя сравнивать.
— Вы упоминали особые условия в Республике Тува. Что именно вы имеете в виду?
— Чтобы требовать реализации таких масштабных и сложных проектов, нужен индивидуальный подход и анализ. Хотя «требовать» — тоже не совсем верное определение. Для Тувы, в частности, эта программа — едва ли не единственная возможность построить новое жилье. Поэтому власти региона, как никто другой, заинтересованы в реализации этой программы. С 2008 по 2016 год программа у них выполнена более чем на треть, расселено свыше 22 тысяч квадратных метров аварийного жилья.
— Каков может быть выход из этой ситуации?
— Вообще же для подобных регионов, в частности, для Тувы, нужно серьезно скорректировать сроки и условия софинансирования. Это был бы адекватный подход. Я уверен, что кураторы программы учтут все особенности и объективные проблемы. Поймут, что невозможно требовать одинакового результата в заведомо неравных условиях: финансовых, экономических, инфраструктурных, климатических, транспортных.