Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Для России — «окно» в Азию, для Китая — в Европу

29 мая 2014
1257

Российские эксперты обсуждают целесообразность и эффективность проекта строительства железной дороги в Туву, в финансировании которого, помимо частного инвестора, планирует принять участие и государство.

 «Мне кажется, что сотрудничество с Китаем является одним из важнейших направлений стратегического развития России. Это сотрудничество многопланово, в том числе оно касается и развития путей сообщения, инфраструктуры взаимоотношений. Строительство этой ветки — выход на Урумчи, на западный район Китая, он нужен и Китаю, и России. Дело в том, что, видимо, в ближайшие годы в этот регион пойдут большие капиталовложения и там будут развернуты массированные инвестиционные работы, — заявил Pravda.Ru Борис Шмелев, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ. — Естественно, туда можно будет доставлять какие-то грузы, в том числе и из России. Для этого, конечно, нужна дорога, которая позволит решать многие проблемы снабжения. Одновременно промышленный кластер, который будет создаваться в том регионе Китая, предназначен и для большого экспорта продукции, которая там будет производиться. Через Транссибирскую железную дорогу Китай может вывозить эту продукцию не только в Россию, но и в другие страны СНГ и Европу. С этой точки зрения этот проект выгоден, он нужен и России, и Китаю».

«В принципе, Китаю эта ветка нужна даже больше, чем нам, сообщил Pravda.Ru Михаил Крылов, директор аналитического департамента инвестиционной компании United Traders. — У них сухопутная доставка грузов от ближайших портов на восточном побережье до этих районов Китая, может быть, на 1000 километров длиннее, нежели из России транзитом через приморское побережье. Соответственно, в этой ситуации приморское побережье России будет использовано в качестве пути для доставки грузов в северо-восточные провинции Китая».

Строительство дороги в Туву названо первоочередным проектом. Министр экономики Алексей Улюкаев заявил об этом еще неделю назад в Китае.

Внешэкономбанк, ВТБ и Сбербанк планируют вложить в реа­лизацию проекта развития Эле­гестского угольного месторождения и строительства ж/д линии Элегест — Кызыл — Курагино около 76 млрд. рублей. Помимо этого 87 млрд. рублей выделит государство, порядка 54 млрд. рублей — средства инвестора.

«На реализацию проекта «Элегест — Кызыл — Курагино» из ФНБ предполагается выделить 40 процентов от стоимости проекта, 25 процентов обеспечит частный инвестор и 35 процентов — кредит, взятый в банках. Средства из ФНБ частный инвестор обязуется возместить государству», — пояснил Шолбан Кара-оол механизм финансового обеспечения проекта.

Положительное решение двух ключевых министерств по проекту «Элегест — Кызыл — Курагино» принято на следующий же день после визита Владимира Путина в Китай. Эксперты считают возможным, что в ходе шанхайской поездки были достигнуты договоренности об участии китайской стороны в этом проекте. Это означает, что в дальнейшем тувинская ветка Транссиба может быть продолжена на китайский Урумчи.

Такой перспективный проект был впервые предложен министром обороны Сергеем Шойгу: «От Кызыла можно идти через Западную Монголию на Китай, а оттуда — в любую сторону: в Пакистан, Индию, куда угодно». Дмитрий Медведев счел предложение интересным и поручил проработать: «Это действительно важное направление для развития территорий и увеличения экспортного потенциала».

Этот вариант придает проекту намного большую экономическую целесообразность, чем если бы дорога оставалась тупиковой. Железнодорожное сообщение из Тувы в Монголию и Китай развило бы транспортную структуру и систему логистики на важном стратегическом направлении. Сейчас из-за ухудшения отношений с Западом и стремительно развивающихся и крепнущих отношений с КНР проект становится особенно актуальным и в недалекой перспективе станет просто жизненно необходимым. Президент на форуме также однозначно высказался в поддержку развития Транссиба, которое позволит удвоить объемы торгового оборота страны с КНР к 2020 году. Владимир Путин заявил: «Важнейшим приоритетом для нас остаётся инфраструктура, снятие инфраструктурных ограничений для регионов и целых отраслей». 

Долаана САЛЧАК