Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Диктант от инспектора

10 октября 2015
1268

Государственный инспектор по русскому языку Республики Тыва провела диктант для учителей.

В средней школе Эрзинского района проведено несколько мероприятий, связанных с одним из основных государственных праздников нашей республики — 71-й годовщиной вхождения Тувы в состав Советского Союза, который будет отмечаться 11 октября.

Главный государственный инспектор по русскому языку в Республике Тыва провела тематический интегрированный урок для учащихся 9 и 11 классов и мастер-класс для учителей средней школы. Все занятия были выстроены в формате свободного общения, и дети, и учителя свободно выражали своё мнение, общаясь с преподавателем.

Будущих выпускников Елена Викторовна спросила о том, какой важный государственный праздник, имеющий большое значение для Тувы, мы будем отмечать в ближайшее время, а именно 11 октября. Ребята, видимо, смущённые названием должности главного государственного инспектора по русскому языку, предполагали самые разные варианты ответов: от дня русского языка до самых необычных праздников. Надо отдать должное современному поколению за находчивость и прозорливость, однако большинство ребят не смогли дать правильный ответ на этот вопрос. И только после краткого совместного экскурса в историю нашего края вспомнили о том, что когда-то наша республика была самостоятельным государством, что в 1914 году тувинские нойоны подали прошение русскому царю об установлении протектората России над Урянхайским краем. А с 1944 года, когда Тува уже активно помогала Советскому Союзу в войне с гитлеровской Германией, мы начали свой исторический путь в дружной семье российских народов. С этого времени начинается активное использование русского языка в Туве.

Далее Елена Викторовна написала на доске логическую цепочку из трёх имён: «Виктор Арсеньев — Дерсу Узала — Максим Мунзук» и предложила ученикам пояснить, как могут быть связаны эти имена. В результате совместной работы выяснили, что Максим Монгужукович — это один из основателей тувинского театра, режиссёр, певец, собиратель музыкального фольклора, композитор, педагог, актёр театра и кино, исполнитель главной роли в фильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала», который был удостоен премии «Оскара» в 1975 году. Фильм снят по материалам одноименного романа В. Арсеньева. Было видно, что дети с неподдельным интересом работали на занятии вместе с учителем и делали для себя небольшие, но важные и интересные открытия.

Переходя к современности, Елена Хардикова предложила старшеклассникам к рассмотренной логической цепочке добавить ещё одно звено, которое можно было бы логически обосновать. После некоторого времени на доске была сделана запись «Сергей Кужугетович Шойгу». Тут уже заулыбались и заговорили все, потому что знаменитого земляка, Героя России, министра обороны Российской Федерации знает каждый. Владимир Арсеньев, написавший роман «Дерсу Узала», знаменитый географ, этнограф, исследователь Дальнего Востока, путешественник, осуществлял свои экспедиции под флагом Русского географического общества, которое ныне возглавляет Сергей Шойгу. Вторую связь с Максимом Мунзуком объяснили просто — «земляки».

Именно Владимиру Арсеньеву, косвенно повлиявшему на известность Максима Мунзука, прославившего наш край, и был посвящён диктант. Стандартный диктант, рассчитанный на учеников 9 — 10 классов из 195 слов, рассказывающий о личности путешественника и его отношении к писательскому труду. Интересным поворотом стало то, что этот же диктант на следующем уроке Елена Хардикова предложила написать… преподавательскому составу школы.

Учителя разных предметов с лёгкой неуверенностью и даже растерянностью переступили порог кабинета и рассаживались за парты. Учащимся школы было бы интересно понаблюдать за своими учителями на этом уроке, потому как сосредоточенные на написании диктанта взрослые мужчины и женщины мало чем отличались от своих учеников: переспрашивали, оборачивались назад, советовались с соседом и даже украдкой отвечали на «смс».

Стоит отметить важность подобной разновидности акции «народный диктант». Ведь во многом от того, каким уровнем образования обладает сам учитель, зависит то, какие знания он сможет передать ученику. Акция будет продолжаться: каждый преподаватель средней школы республики сядет за парту и покажет на практике свои знания русского языка. А русский язык в школе — это основа изучения всех школьных предметов.

Айдыс ЛОПСАН