— Можно ли привлечь к административной ответственности депутатов представительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления?
Владимир ИРГИТ; г. Кызыл
На вопрос отвечает первый заместитель прокурора Республики Тыва Михаил САНЧАЙ:
— Статьей 1.4 КоАП РФ закреплен принцип равенства перед законом лиц, совершивших административное правонарушение. В тоже время в отношении лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутаты, судьи, прокуроры и другие), установлены особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, которые устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Однако особые условия привлечения указанных должностных лиц к административной ответственности вовсе не предполагают наличия полного иммунитета от административной юрисдикции и их освобождения от несения ответственности.
Так, в соответствии со статьями 19 и 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Они без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть, в частности, привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.
Вопрос привлечения указанных лиц к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, решается через процедуру лишения неприкосновенности.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в случае привлечения депутата к административной ответственности применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.
Аналогичные положения закреплены в п. 8 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вместе с тем, ни вышеупомянутые законы, ни какой-либо другой нормативный правовой акт не содержат норм, устанавливающих особый порядок привлечения к административной ответственности депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Таким образом, привлечение депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется в общем порядке.