Имя Даши Намдакова — автора скульптурного комплекса «Центр Азии» — хорошо известно в разных странах мира. Несколько лет скульптор жил и работал в Италии, сейчас переехал в Англию. В Иркутске он представил новые композиции из бронзы — «Вдохновение», «Цель», «Приданое» и «Виктория». Скульптуры привезены из Италии, где были отлиты специально для галереи Виктора Бронштейна.
МАСТЕРСКАЯ В ПЬЕТРАСАНТЕ
Встреча с Италией, как и у всех туристов, у Даши началась со знакомства с местной кухней, итальянцами и их культурой. Но переехать скульптор решил по другой причине. Он арендовал студию в городе Пьетрасанта по соседству с одной из лучших литейных мастерских в мире.
— Даже сейчас, работая в лондонской мастерской, отливаю все скульптуры в Италии. Англичане так не могут сделать, как итальянцы, потому что в Италии культ ремесла и ремесленников, — поделился Даши. — Они из поколения в поколение занимаются литейным делом и гордятся тем, что их отцы и деды промышляли тем же.
Итальянский период в творчестве Даши Намдакова продолжался пять лет. Италия наложила на скульптора свой отпечаток. По словам Даши, это произошло незаметно: когда живешь там, ходишь в музеи, дышишь местным воздухом, он попадает внутрь, и это во что-нибудь выливается. Мастер уже год живет в Лондоне. Для художника такие переезды — эксперимент, который помогает лучше познать себя.
В творениях скульптора, несмотря на европейское влияние, сохраняется мистическая энергия и самобытность Азии. Даши признается, что ему сложно заметить разницу между работами, выполненными в Италии, и более ранними композициями. В его творчестве изменения происходят постепенно, он не любит «прыгать в пластике».
— Мне часто задают вопрос: почему бы вам не заняться европейской пластикой? А кто будет делать мою пластику, моего народа? Это моя обязанность, — подчеркивает Даши.
МАЛЬЧИК НА ГОЛУБОМ ПЕГАСЕ
Даши Намдаков приехал в Иркутск, чтобы посмотреть, в каком виде новые скульптуры доставлены из Италии, как их разместили в пространстве галереи. В город привезли четыре бронзовые композиции — «Вдохновение», «Цель», «Приданое» и «Виктория».
Скульптура «Вдохновение» изображает мальчика верхом на лошади. По словам Даши, эта лошадь — его судьба. Он еще не знает, что с ним произойдет в будущем. Мальчик готов взлететь, но боится, потому что это оторвет его от земли, ему страшно. В то же время он верит. Композиция выполнена в небесно-голубом цвете. Для Даши это — цвет вечного сияния, по его словам, самый легкий цвет. В этом мальчике Даши узнает себя, признается, что с лошадьми у него связано много детских воспоминаний.
Бронзовая «Виктория» — экспонат уникальный — впервые выставлена в России. Она считается одной из знаковых работ современного периода творчества мастера. На ней воинственная амазонка, которая стоит на голове льва. Сначала Даши вылепил льва, а затем создал хрупкую девушку-победительницу, взявшую верх над царем природы. Такой подход для скульптора скорее исключение, чем правило. Обычно он полностью продумывает идею композиции от начала до конца.
Голова животного отличается от общей стилистики творчества автора. По его словам, таких зверей он увидел на старинном панно в Британском музее. На нем были изображены ассирийские фараоны, которые охотились на львов. Лев в «Виктории» — дань уважения той культуре.
В работе «Цель» воссоздан образ воина Чингисхана. Его фигура и цвет бронзы передают ужас, смерть, осознание того, что человечество и через это прошло. Скульптура «Приданое» совершенно другая по настроению. Можно предположить, что в сундуке с приданым хранятся не только материальные ценности, но и душевное богатство его обладательницы.
Даши Намдаков внимательно осмотрел все работы и остался доволен. Иркутская галерея Виктора Бронштейна теперь станет их новым домом.
— Душа радуется. Я уже говорил, что считаю Иркутск своей родиной, мне очень приятно, что такие крупные работы приехали сюда. Обычно скульптуры разъезжаются по миру, слава богу, что есть возможность привезти их на родину. За это я очень благодарен галерее, — поделился Даши.
Со своими работами скульптор легко расстается. Даши не держит композиции дома и никогда не хранит их в мастерской. Когда скульптура готова, с ней можно прощаться, она начинает жить своей жизнью.
— Если ставишь работы у себя, они начинают тебя тормозить. Я осознанно не держу их дома, потому что мне надо развиваться. Я ищу новую пластику. Как только я начну оставлять работы у себя, начнется процесс торможения, — объясняет скульптор.
В ПОИСКАХ НОВОЙ ФОРМЫ
В своих работах Даши стремится нарушить форму. При этом важно, чтобы это выглядело максимально убедительно. Например, непропорциональная «Мадонна с птичкой»: при таком размере головы кисти ее рук должны быть в три раза больше, чем они сделаны автором.
— Когда начинаешь ломать форму, у людей сразу появляется вопрос, почему голова большая, а руки маленькие. Моя задача сделать так, чтобы этого вопроса не возникало, — говорит Даши об экспериментах с формой. — Как говорил мой учитель, надо соврать очень красиво и убедительно, на то оно и искусство, чтобы искать новые формы.
Своими учителями Даши называет прежде всего родителей. Как ему сказал духовный наставник, все его заслуги — это заслуги его предков, которые накапливали информацию веками, а он — лишь промежуточное звено. Такая трактовка Даши понравилась. Еще среди учителей Намдакова знаменитые скульпторы Лев Головницкий и Геннадий Васильев.
Художественные образы посещают Даши, когда он находится в состоянии между явью и сном, когда еще не совсем проснулся, но уже не спит. В такие моменты мастер ловит идеи, которые приходят ему в голову, и мысленно формирует из них композиции.
— Сейчас работаю над одним большим проектом, монументальным, я его засекретил и не говорю о нем раньше времени. Если в прошлом, в молодости, я это делал легко, то сейчас стал аккуратнее, жизнь научила, — рассказывает Даши.
По словам мастера, он бы с удовольствием создал в Иркутске большую скульптурную композицию. Опыт работы с большими формами у него уже есть. В прошлом году в Туве был открыт его скульптурный комплекс «Центр Азии» с 17-метровым центральным шпилем. Свои пожелания по поводу монументальной скульптуры в Иркутске выразил Виктор Бронштейн: «Это должен быть не воин Чингисхана и даже не амазонка, на мой взгляд, работа должна быть ближе к „Вдохновению“. Примиряющая скульптура, призывающая людей мечтать».
В Европе, где сейчас работает Даши Намдаков, его творчество воспринимается неоднозначно, потому что не вписывается в художественные течения. Мастер относится к этому философски и рассуждает об искусстве совсем в других категориях.
— Меня пытаются по этому поводу мучить. Как вы сами считаете, что у вас за направление? На самом деле, искусство либо есть, либо его нет, какой у него разрез глаз — неважно, — рассуждает Даши Намдаков.
Иркутск-онлайн