Основными проблемами развития малого и среднего бизнеса в Туве, как и в России, на сегодня являются нехватка финансовых средств, вызванная сложностью и забюрократизированностью некоторых механизмов поддержки предпринимательства, а также несовершенством налоговой системы, следует из социологического опроса, проведенного в этом году ТИГПИ. На расширенном заседании Общественного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей в РТ, на котором был озвучен анализ результатов опроса 198 респондентов — субъектов малого и среднего бизнеса в Туве, так и заявили, что «в период экономического кризиса проблемы, связанные с финансовыми ресурсами, выдвигаются на первый план». Бизнес-климат же отодвинут опрошенными на вторые позиции.
— Исходя из анализа мировых и российских тенденций развития малого и среднего предпринимательства, можно сделать вывод, что в принципе развитие этих форм бизнеса в Туве аналогично российским тенденциям, — подчеркнула на заседании научный сотрудник сектора экономики и финансов ТИГПИ Клара Тас-оол.
Россия пока отстает по показателям вклада малого и среднего бизнеса в экономику. Как отметила научный сотрудник, на сегодня в странах Европы, таких, как ФРГ или Франция, вклад малого и среднего бизнеса — в пределах 50— 60 процентов от ВВП. Ситуация в азиатских экономических гигантах, например, таких, как Япония или Китай, аналогична европейской. В то же время в России этот показатель пока не превышает 25 процентов, а в Туве еще ниже — 14 процентов. Подчеркнув, что малый и средний бизнес крайне остро реагирует на любые кризисные тенденция, тем не менее, Клара Тас-оол сделала ремарку на то, что в рамках своего послания Президент России Владимир Путин дал указания довести этот показатель в целом по стране до 40 процентов.
Согласно социологическому опросу, проведенному в Туве в этом году во второй раз (первый был осуществлен в 2016 году, и его результаты сравнивались ТИГПИ с полученными нынче), в рамках которого были опрошены 198 субъектов предпринимательства, определенные положительные сдвиги имеются, однако некоторые из проблем, которые предприниматели озвучивали два года назад, все еще остаются.
Недоверие бизнеса к власти в последние два года снизилось — лишь восемь процентов опрошенных выразили такое отношение в этом году. В 2016 году их процент был выше — 14.
К проблеме, мешающей бизнесу развиваться, респонденты исследования отнесли существующую сегодня в России систему налогообложения.
— Многие из опрошенных отмечали, что систему налогообложения нужно менять, — заметила Клара Тас-оол. — Это соотносится с общероссийской тенденцией. Диалоги о том, что существующая сегодня система налогообложения РФ не соответствует требованиям субъектов малого и среднего предпринимательства, часто звучат на федеральном уровне, в том числе об этом говорят и на РБК.
Число недовольных высокими налогами для бизнеса растет чрезвычайно быстро. Согласно аналогичному исследованию, в 2016 году таких было лишь 16 процентов, нынче — уже 23 процента.
Тем не менее, есть и положительные тенденции, касающиеся ликвидации административных барьеров для бизнеса. Так, 72 процента опрошенных вообще говорят, что не сталкивались с проблемами при создании юридического лица.
— Это очень большой удельный вес, — подчеркнула Клара Тас-оол. — Большая поддержка оказывается начинающим предпринимателям на местах. Это связано с реализацией губернаторских проектов. Многие начинающие предприниматели понимают, что достаточно обратиться в администрацию, и они получат всемерную поддержку.
Те же, кто всё-таки сталкивался с проблемами, прежде всего, отмечают сложности с регистрацией в налоговых органах, большой объем пакета документов, которые нужно собрать для регистрации юридического лица.
К слову. Говоря о губернаторских проектах «Одно село — один продукт», «Кыштаг для молодой семьи», помимо их роли в снижении административных барьеров, научный сотрудник отметила и то, что они закрепляют людей на местах, создавая занятость на селе. Губернаторские проекты, как считают в ТИГПИ, вероятно, являются причиной того, что у респондентов в этот раз имеется меньше претензий к процедуре выделения земельных участков. В общем, формы господдержки по линии губернаторских проектов выступили мощным катализатором активизации предпринимательской деятельности на селе, полагают там.
Говоря о таких мерах поддержки, как, например, льготное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, многие респонденты отмечали опять же сложность — забюрократизированность — процедуры их получения, требования к залоговому обеспечению и т. д. В связи с этим происходит сокращение субъектов, которые пользовались льготным кредитованием. Однако, судя по всему, необходимость в такой мере поддержки не отпадает, поскольку, согласно данным ТИГПИ, количество ответов о том, что субъект осуществлял сбор документов для подачи заявки, увеличилось.
Также до сих пор предприниматели называют проблемой излишнее количество проверок. По данной позиции в институте констатируют ухудшения ситуации. Что касается именно условий ведения бизнеса, то, согласно отчету, возросло количество предпринимателей, которых условия «удовлетворяют и скорее удовлетворяют», хотя и незначительно: 57,6 процента. В 2016 году таких было 57 процентов. Наконец, снизилось количество недовольных респондентов пассивностью органов власти.
— В Овюрском районе, например, респонденты отметили активную помощь органов исполнительной власти в открытии бизнеса, особенно в сельскохозяйственном направлении, — резюмировала Клара Тас-оол.
Важно, что согласно исследованию ТИГПИ, сегодня предприниматели больше, чем два года назад, заинтересованы в обучении основам ведения бизнеса, посещении курсов предпринимателей, исходя из чего, впору ставить вопрос о налаживании такого обучения в районах и муниципалитетах республики, считают в институте.
Антон ПОСОХИН