Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Чонар-даш Сергея Одушпая

22 марта 2018
642

В Национальном музее РТ действовала третья персональная выставка «Чонар-даш Сергея Одушпая», посвященная 60-летию со дня его рождения.

Экспозиция была в верхнем фойе в четырех больших витринах, в центре размещен баннер с портретом художника. На выставке экспонированы более 50 камнерезных произведений малой пластики народного мастера, 18 дипломов, грамот и благодарностей, также фотографии разных лет творческой деятельности мастера.

На открытии выступили его друзья, художники, камнерезы, скульпторы, которые говорили об его активной творческой позиции в интересах Союза художников Тувы, что он никогда не бросает людей в проблемные моменты жизни. Сергей Кашпык-оолович — известный в Туве камнерез, член Союза художников СССР и Российской Федерации с 1991 года. Он участвовал во многих зональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках с 1984 года. С. Одушпай родился в селе Ильинка Каа-Хемского района Тувинской АССР 21 января 1958 года в семье рабочих. Со школьных лет занимался народным творчеством, резьбой по дереву и камню. После окончания средней школы поступил на художественное отделение Кызылского училища искусств, которое успешно закончил в 1984 году.

В 1980-е годы Сергей Одушпай стремится более профессионально овладеть камнерезным искусством, он бывает в Тувинском республиканском краеведческом музее им. Алдан-Маадыр, у народных мастеров-камнерезов в Союзе художников Тувы, где полностью воспринимает традиционную культуру и искусство кочевого народа, сохранившего древние истоки творчества.

Его скульптурные произведения с 1984 года экспонируются на крупных выставках Союза художников России. Таких, как «Сибирь социалистическая», Кемерово, 1985, «Советская Россия», Москва, 1985, «Молодые художники России», Москва, 1989, «Художники автономных республик, областей и округов РСФСР», Москва, 1989, «Художники России — Москве», 1997, «Россия», 2004, и других.

После окончания Кызылского училища искусств он стал работать художником-оформителем в Кызылском промторге, затем художником-прикладником на экспериментальном предприятии народно-художественных промыслов и сувениров Министерства промышленности Тувинской АССР.

В 1991 году за активное участие в зональных, всероссийских художественных выставках С. К. Одушпай принят в члены Союза художников СССР, затем России. В 2000-м за успехи в камнерезном искусстве он награжден Почетной грамотой Президента РТ.

С. Одушпай, в большинстве случаев, камнерезные скульптуры исполняет в светлом агальматолите. Его любимые темы для изображения в камне — это однофигурные скульптуры домашних, диких животных и мифических зверей (лошадь, сарлык, верблюд, горный козел, медведь, арзылан, дракон). Интересно выполнены этнографические композиции — «На чайлаг», «Сакманщица», «Упрямый сарлык», в которых он со знанием скотовода-кочевника изображает повседневную жизнь тувинских чабанов.

В первой витрине экспонируются первые камнерезные работы, которые были приняты в Национальный музей, — это «Лошадь», «Сакманщица», «Шаман», «На чайлаг» и другие. Среди них выделяются темным цветом «Черный носорог» и «Эзир-кара». Во второй витрине среди ряда однофигурных скульптур камнереза заметны многофигурные композиции — две части «Красного обоза», «Арканщик», «Дерущиеся кони», «Упрямый сарлык» и «Погоня». Особо привлекает внимание историческая композиция «Красный обоз», посвященная дружественной помощи Тувинской Народной Республики частям Красной Армии СССР в годы Великой Отечественной войны.

В центре верхнего фойе в небольшой витрине автор продемонстрировал этнографическую серию, в которой четыре композиции посвящены обработке зерна, по сторонам видим «Лучника», «Тувинского добровольца», «Шамана» и «Ламу». В третьей витрине композиции — «Всадник на верблюде», «Табунщик», «Все для Победы», «Повозка», «Восточный гороскоп» и ряд других интересных в пластике работ. В четвертой витрине представлены замечательные в пластическом решении многофигурные композиции всадников на лошадях в динамичном движении — «Конный духовой оркестр» и «Проводы тувинских добровольцев». Также можно увидеть из агальматолита группы животных в стремительном движении — «Бегущие дзерены», «Бегущие кабаны» и «Тувинский нож» с ножнами.

В 2016-м С. Одушпай вместе с А. Баранмой стал участником групповой зарубежной выставки в Германии в художественном салоне города Берлина. В этом году они готовят камнерезные скульптуры малой формы для дополнительной выставки в частной художественной галерее.

В настоящее время С. К. Одушпай находится в расцвете творческих сил, он полон творческих замыслов и всегда стремится к новым достижениям в изобразительном искусстве.

Александр ХЕРТЕК,

искусствовед, член СХ РФ, заслуженный работник культуры

Российской Федерации