Устраиваясь на секретарскую работу, она, конечно, не полагала, что задержится на ней. Так, перевалочная база. Карьеру свою она видела в конкретном ведомстве и даже с конкретной должности. Совсем в другой сфере. Но мечта осуществиться не поторопилась, а жизнь нашу мечтательницу, прежде чем бросить на секретарские угли, ещё и так отшлёпала на первом месте работы, что секретариат в приёмной учреждения на первых порах показался ей почти раем. Ну ничего, успокаивала себя Марина, осваиваясь за своим персональным компьютером, наберусь здесь опыта, пока не устроюсь туда, куда хочу. Не всё сразу.
Кажется, что может быть проще, чем сидеть в «предбаннике» у какого-нибудь начальника? Вари чай-кофе и делай вид, что работаешь.
Возможно, в какие-то другие времена так и было. Или в таких конторах, где на начальника с замом приходится пара отделов с горсткой сотрудников.
Марине, как всегда, подфартило по полной программе. У её начальника сотрудников оказался легион, если не два, а в организации — сложная дробная структура. Приёмная руководителя в такой организации — вечный проходной двор, а секретарь в этой приёмной — справочное бюро, документовед, девочка на побегушках, принеси — подай — ну и, конечно, неизменный козёл отпущения. Что ни случись — все к ней, и виновата во всём всегда она. Экстрим и адреналин с восьми утра и до семи — восьми вечера. Ежедневно.
В иной день народ валом валит. Над секретаршей, зависшей в полуобморочном состоянии, извивается какой-то стоглавый дракон, каждая голова которого гневается, кричит и чего-то требует. Каждая по отдельности. Марине надо всех выслушать, понять, что каждому надо, и помочь в силу своих возможностей. И иногда всё это чуть ли не одновременно. Как в такой геенне огненной сохранить человеческий облик и не запятнать доброе имя конторы и руководителя?
А посетители требуют и возмущаются, и ни о чём не говорят им формы и образцы, развешенные по стенам специально для них. Зачем искать информацию, вчитываться и напрягаться, если можно спросить у секретарши?
Маринка терпит-терпит, а потом сорвётся. Правда, поскольку человечек она размеров не внушительных, то срывы её мышиному писку подобны. Вскочит со своего места, всплеснёт руками: вышли все! Народ немного оторопеет, но всё же неохотно выйдет. Понимает: достали девчонку. Она — дверь на ключ, бух на стол и — в слёзы. Поплачет минут пять, успокоится, в окно посмотрит. И — дальше.
ЗА СТЕНОЙ
Как выживают девчонки на такой работе — а за секретарей в современном мире отдуваются в основном девчонки, помоложе да пошустрее, — непонятно. Ладно бы высокая зарплата, престиж какой-то — как в голливудской комедии «Дьявол носит Прада», где должность младшего ассистента главного редактора — место, о котором самые честолюбивые только мечтают. Но это кино. В жизни-то у той же Маринки — рядовая бюджетная контора, в которой ни одного героя даже, а только вечно недовольное лицо руководства, залежи бумаг на столе, поручения из разряда «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», да нескончаемый поток бестолковых посетителей. Ни тонизирующей зарплаты, ни чёткой перспективы.
В общем, Маринка и сама кивает: секретарём, если хозяйство предполагается масштабное, работать сможет не каждый. Не каждый захочет. Да и потянет ли? Она в своём «предбаннике» уже три года отражает народ потому только, что, как выяснилось, характер у неё оказался подходящий для этой работы. В том и счастье её.
Однако чтобы выжить и приспособиться к экстремальным условиям труда, Маринке пришлось не просто не один литр слёз пролить, но и скоропостижно помудреть. Хорошо, дома есть свой профессиональный психолог. Подсказал, каким оружием пользоваться.
— Это сейчас я зубы показывать научилась, — рассказывает Маринка, — а пришла сюда я всё же ещё девочкой чувствительной. Чуть что — в слёзы. Стоило только кому-то голос на меня повысить, я уже носом хлюпаю. Мне рассказали, что можно использовать такой приём — мысленный барьер… Когда человек на тебя начинает ругаться, ты мысленно воздвигаешь стенку между ним и собой. Прозрачная такая пуленепробиваемая стена. Тебя пытаются обидеть криком, но он до тебя как бы не долетает. Ты защищена мысленным коконом. Так пару раз пофантазируешь — и научишься.
Впрочем, ежедневная практика показала, что этот фантазийный психологический приём в её профессии не особо «прокатывет». Ну или, может, в её персональном случае. Пока сориентируешься и вспомнишь о стене, на тебе уже ушат негатива. Скоро Маринка поняла, что самооборона может быть разной. Поначалу, когда ещё совсем ничем не владела, она спасалась языком. То есть — выговаривалась. Пожалуется со всеми эмоциями кому-нибудь близкому — и, вроде, полегчало. А психолог ещё подсказал: ты прежде чем впадать в псих, попробуй подключить голову: а почему этот человек на меня кричит? Или почему я обиделась — может, я действительно в чём-то сплоховала?
— Чаще всего бывает, что я вообще ни в чём не виновата, — возражает Марина, — и тогда я вспоминаю этот совет. Уже даже не вспоминаю, а действую согласно ему. Автоматически. Научилась. Понимаю, что человек на меня кричит не потому, что я плохая сотрудница, ужас и косячница, а потому, что это у него проблемы, и он вот так непреднамеренно спускает их на мне. И сразу относишься к этому проще.
Будущим секретарям, когда они ещё сидят за студенческой партой, рассказывают, что профессия обязывает их быть коммуникабельными. Говоря русским языком — общительными. Однако какой глубинный смысл стоит за этим обобщённым понятием, никто не предупреждает. А секретарь обязан, убедилась Марина, быть ещё и великим альтруистом, чтобы его связывали самые доверительные отношения с каждым членом коллектива, начиная от шефа и его замов, заканчивая последней техничкой. Особую любовь надо построить с гаражом. И эту с великим трудом налаженную систему взаимоотношений не должны испортить никакие спонтанные ситуации. Так что хочешь — не хочешь, а со временем овладеешь и разными методиками общения, и разными способами решения конфликтов. Без научных подсказок, чисто по наитию.
— С опытом начинает машинально срабатывать навык общения с людьми, — рассказывает Марина. — Я сейчас знаю, как следует себя вести, чтобы успокоить немного человека, да и самой при этом обойтись без сильных эмоций. Чаще всего отвечать лучше очень спокойно. Его это сбивает. Ему поорать охота, а ты в ответ даже голоса не повышаешь и корректно пытаешься проблему разрулить. Но бывают люди, которые на твоё спокойствие ещё больше заводятся. С ними надо по-другому. Я человек мирный, но пришлось научиться хамить, чтобы с ними разговаривать, потому что иначе они не понимают. Рявкнешь в ответ — тогда только они осекаются: мол, сразу так бы и сказали.
ЭТО МЫ НЕ ПРОХОДИЛИ…
Недавно у Марины появилась мечта: стать преподавателем. Изучив свою профессию опытным путём, она поняла, как много есть важных нюансов, о которых студентам либо говорят между делом, либо забывают сказать вообще. В результате, по её мнению, молодёжь при устройстве на работу оказывается нос к носу с такими неожиданностями, разрешить которые зелёному специалисту, если рядом нет опытного советчика — а советчика, как правило, нет, — невероятно проблематично; которые обескураживают и бьют по рукам так, что начисто пропадает желание работать.
— Секретарь — это же ещё и подать чай-кофе, — сообщает Марина. — Теоретически мы это знали, предмет был — «Основы секретарского обслуживания», но как это должно происходить на практике, нам не объясняли. По крайней мере, у меня в голове об этом не осталось ничего. С ужасом вспоминаю, как на одном из мероприятий, когда прибыли какие-то гости, надо было организовать чай-кофе. Чайник, посуда — всё у нас есть. Я довольно неуклюжа и так нервничала, что когда наливала кипяток, одного дядечку нечаянно ошпарила. Слава богу, он выдержал это стоически. А как меня трясло, когда первый раз к нам приходил глава республики! Помню, как у меня громко упала ложка; я не знала, с какой стороны подойти, как налить чай, что ещё сделать — понятия не имела…
— Не дают студентам практики общения по телефону, — продолжает Марина. — Опять всё теоретически, в общих словах. А секретарь, выходящий из университета, должен это уметь идеально. Это же азы нашей профессии. Позже приходит понимание, что разговор по телефону — это своеобразная наука. Тебе надо представиться, быть предельно вежливым, уметь дать исчерпывающую информацию. Разную. Ты должен владеть этой информацией или чётко знать, где её можно оперативно раздобыть — пока собеседник висит на линии. Кроме того, надо уметь грамотно отшивать якобы больших начальников, которых у нас полгорода и которые всё время пытаются тобой руководить. Ко мне сейчас на кривой козе не подъедешь. Когда кто-то, даже не представившись, а пригрозив только, что он из мэрии, например, требует, что вы должны сделать то-то и то-то до такого-то срока, я спокойно отвечаю: ну хорошо — а дальше что?.. Теоретически, скажем так, студентов учат, но практики не дают. Следовательно, и никаких ситуаций не отыгрывают. Студент записал — и забыл.
Не учат пресловутой коммуникабельности и ещё целому озеру подводных камней, о которые профессиональная лодка молодых и зелёных уже в первые недели работы обобьёт всё своё дно.
ПРО ПОТОЛОК И ЗАКОН ПОДЛОСТИ
Секретари — одни из немногих специалистов, которых чествуют два раза в год. Их профессиональный праздник записан в календаре дважды: в апреле отмечают Всемирный день секретаря, в сентябре — Национальный день административных работников. Зная, каким потом отрабатывается секретарская получка, согласишься и с этим.
Марина на свою жизнь не жалуется. Вернее, не так. Вроде бы и жалуется, иногда со слезами рассказывает про свои рабочие моменты, но если её спросить, как она терпит весь этот ад, примолкнет и вдруг начнёт оправдываться:
— Честно говоря, работа у меня очень интересная. Да, общения чересчур много, но бывает, пообщаться удаётся с такими интересными людьми, с которыми на другой работе я бы никогда даже не встретилась, не то что переброситься словом. Да, обидно, что нам никогда не удаётся посидеть где-нибудь и попить чайку, как это делают в других отделах. Тут всегда срабатывает закон подлости: стоит тебе присесть где-то — всё, либо руководство вызывает, либо кто-то зайдёт, либо телефон разрывается. А иногда за весь день ты не успеваешь даже чашку чая выпить. Да, здесь надо обладать конкретными личностными качествами: уметь идти на компромиссы, не брезговать взять часть чужой вины на себя. Быть терпимым, быстро проглатывать обиды. Это очень важно. Начальство тебе постоянно высказывает недовольство, сотрудники — претензии, посетители — требования. И к этому надо уметь спокойно относиться. Получается не сразу. Но когда я начинаю думать, что всё ужасно, вспоминаю: а ведь никто тебя здесь не держит. В принципе, хочешь — завтра пиши заявление и уходи.
Но уходить из своей профессии Марина не хочет. Как ни парадоксально, за три года она успела привыкнуть к этой ежедневной пороховой бочке, и даже в отпуске, выспавшись и отдохнув, начинает скучать по адскому коловращению рабочих будней. Да, говорит, потолок на этой службе есть, она его уже ощутила. Зарплата со стажем не растёт, карьерного роста как такового тоже не предвидится. Хочешь развиваться профессионально — меняй работу, когда чувствуешь, что нынешнее место тебя больше ничему не научит.
Или, как она мечтает, иди делиться опытом со студентами.
И как раз студентам, как мне кажется, от такого преподавателя была бы колоссальная польза.
Виктория КОНДРАШОВА