Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Чародеи

3 июля 2014
1076

Сегодня последняя часть труппы Московского академического театра имени Владимира Маяковского отправилась из Кызыла в Абакан, где покажет три спектакля. А мы до сих пор под обаянием встреч с Прекрасным.

В понедельник, 30 июня, наслаждались сценами из московской жизни «Не всё коту масленица» бессмертного Александра Островского. Постановку осуществил лауреат Государственной премии России, народный артист РФ Леонид Хейфец в конце 2010 года, премьера – 20 ноября. Оригинальные декорации-перевертыши (тут уместно вспомнить присказку про избушку, что в фольклоре поворачивается то передом, то задом) у художника Валерия Фомина, заслуженного артиста России. Раз – разворот мебели – и уже перед нами не скромное жилище вдовы купца Дарьи Кругловой, а хоромы богача–самодура Ермила Ахова. Органичны костюмы эпохи, музыкальное оформление. Действие разворачивается два часа 20 минут, а сколько перед нами происходит… Всякого.

«Завели обычай – деньгам кланяться». Или: «В богатстве много слез». Ни убавить, ни прибавить. И много таких фраз-сигналов, слов-символов монологов-посланий слышим в спектакле москвичей. Они, как и в других постановках, для раздумья и анализа нам, зрителям. Для ума и сердца. Проникают внутрь до дрожи. Да и открыть книгу классика появляется желание.

А еще испытываешь восхищение от исполнительского мастерства чародеев сцены. Ермил Зотыч заслуженного артиста России Виктора Запорожского – типичный «денежный мешок», считает себя вправе издеваться над людьми, особенно –  над бедными, раз он богат. Таких «братков» в малиновых, и не только, пиджаках мы и сегодня постоянно встречаем хоть где в избытке...

Дарья Федосеевна у Оксаны Киселевой – выписанный до мелочей образ. Актриса покорила голосом, редким даже в среде профессионалов: ее шепот слышен в последних рядах, а уж если повышает его на кого-то – гром. Глубокий, хорошо поставленный, отменная дикция. Все шестеро, столько занято в сюжете лицедеев, сочными мазками подают нам образы Островского. И приказчик Ипполит – Всеволод Макаров, и ключница Ахова Феона – заслуженная артистка России Майя Полянская (показательный пример: служить на сцене, с полной отдачей, можно в любом возрасте), и дочь вдовы Агния, и кухарка Кругловой Маланья запоминаются надолго. Не остались без внимания темы пьянства и воровства, что сегодня особенно актуальны. Они и тогда бытовали России-матушки.

Сюжет незамысловат и вечен: Ахов свел в могилу жену, захотелось молоденькой. Тут ему глянулась Агния, решил ее подарками «купить». Да чувства девушки, с виду легкомысленной вертушки, к Ипполиту оказались сильнее посулов безбедной жизни. Конец – оптимистичный: богач узнал, что не только деньги правят миром, есть и другие ценности в этом мире. Ахов услышал от вдовы: «Не всё коту масленица, бывает и великий пост!»

Никакого упрощения и схематичности, наполненное событиями и эмоциями действо. Динамичное развитие сюжета. Мы увлечены происходящим на сцене, даже порой дыхание замирает. Артисты стараются, особенно выделяется Виктор Запорожский: интонации, манеры, жесты – ну типический купчина, без стыда и совести. Режиссер не гнался за новомодными «фишками», просто (это бывает труднее сделать, найти тут ходы сложнее) поставил классику, точно подобрав исполнителей на каждую роль. А наш зритель всё это понимал, принимал, сопереживал, восторженно оценивал. В финале – бурные овации.  

В конце гастролей приходит понимание и того, как грамотно работы отобраны и расставлены по дням, тут тонкое искусство репертуарной политики и отношения к выездным показам. Это поклон директору Леониду Ошарину. О Леониде Вячеславовиче художественный руководитель прославленного коллектива Миндаугас Карбаускис отозвался очень высоко: мы –работаем, в тандеме, потому и есть достойный результат. И каждый в труппе – личность, «Я» с большой буквы. Конкуренция огромная, надо уметь «разруливать» ситуации, не доводить до конфликтов. Получается. Режиссер, что в старинных стенах с 20 мая 2011-го, с легкой улыбкой говорит: у меня нет здесь проблем. Для весьма сдержанного литовца 42-х лет родом из Найсяе– трезвая и реальная оценка жизни в «Маяковке».

Два последних дня, первого и второго июля, при анщлаге давали «Женитьбу» Николая Гоголя. Даже на приставных стульях сидели зрители. Премьера постановки народного артиста России, лауреата Государственных премий РФ Сергея Арцибашева состоялась еще пятого сентября 2002 года, самая «возрастная» из привезенных. Кто видел этот фейерверк талантов, понимает, секрет ее долголетия. Зритель будет смотреть вечный сюжет бесконечно, он никогда не надоест. Благодарность гению Николая Васильевича и дивному ансамблю «маяковцев». Причем не стоит даже сравнивать с фильмом советской поры. Тут – другое.

Постарались художник, лауреат Государственных премий Олег Шейнцис, народный художник России, балетмейстер-репетитор Ирина Орлик, музыкальный оформитель Павел Герасимов. Особый поклон – помощнику режиссера Валентине Вильдан, благодаря которой в Кызыле постановки шли без накладок. Чувствуется, умеет всех собрать на выход, точно и тонко руководит процессом из-за кулис,.

С первых минут «Женитьбы» зал попал под обаяние и магическую игру мэтров. Роскошные режиссерские ходы, особенно запомнились изюминки с зеркалом, где возникают видения-отражения героев, о которых рассуждает сидящий перед туалетным столиком. Например, заневестившаяся Агафья Тихоновна – Зоя Кайдановская, дочь Е. Симоновой, которой мама и «передала по наследству» и роль, и образ.

О органично подобрано музыкальное сопровождение. И фоновое, и исполняемое артистами, что владеют игрой на разных инструментах, даже народных. Нестареющие мелодии романсов: «В лунном сиянье…», «Молчи, грусть, молчи…», «Не искушай меня без нужды…» и т.д. Точное попадание в цель, изюминка,  подчеркивающая. оттеняющая или усиливающая смысл сценического действа.

Удивительно хорош дуэт народных артистов России Игоря Костолевского – жених Подколесин, первый появившийся из-за кулис и задавший высокий камертон спектаклю,  и Михаила Филиппова –Кочкарев, друг жениха, пускающийся во все тяжкие, лишь бы обустроить личную жизнь вечного холостяка. Мэтры понимают друг друга с полувзгляда.

Божественна в роли свахи Феклы Ивановны народная артистка РСФСР Светлана Немоляева. В образе есть сцены в бешеном ритме, особенно – танцевальные: на каблуках надо быстро отбивать ритм, да и ноги задирать, как в канкане. Светлана Владимировна так входит в раж, что молодым не угнаться. Это в ее 77 лет! Впрочем, чему дивиться, перед нами не просто профессионалы - Мастера.    

Весь ансамбль исполнителей хорош. Запоминается колоритная тетка Агафьи Арина Пантелеймоновна – заслуженная артистка России Любовь Руденко. Бесподобны женихи: Яичница – Дмитрий Прокофьев, Анучкин – Константин Константинов, Жевакин – заслуженный артист России Игорь Марычев. У каждого – индивидуальный рисунок роли, своя партия, где в нюансах выписаны и моменты-соло. Есть что играть, москвичи наслаждаются, если не сказать, упиваются образами. Чародеи!

То, что творится на подмостках, не передаст ни телевидение, ни Интернет. Мы покорены окончательно и бесповоротно. О чем и сказал коротко на сцене после финала «Женитьбы» глава региона Шолбан Кара-оол, вручив Игорю Костолевскому благодарственное письмо коллективу. Мэтр благодарил за потрясающий прием на благословенной земле, вызвавший детский восторг москвичей.

Городские власти вечером вторника дали прием в честь дорогих гостей. А вчера, 2 июля, в зале на первом этаже Дома правительства заместитель председателя правительства Анатолий Дамба-Хуурак провел торжественную церемонию подписания соглашения о сотрудничестве московского и тувинского театров. Свои подписи на важном для Тувы документе поставили директор «Маяковки» Леонид Ошарин и директор Национального театра РТ Станислав Ириль.

Что интересного происходило еще во время гастролей – в следующем номере «ТП».

Марина КЕНИН-ЛОПСАН