Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Чагытайский лед на берегу Енисея

17 декабря 2016
4600

— Пилы — за-а-пус-каем!

Под эту команду взвизгнули в десять голосов суровые инструменты, и дюжие мужички с бензопилами наперевес ринулись крошить лёд.

На самом же деле мужички, что стояли в понедельник напротив парадного входа Информационного центра туризма, ни пилить, ни рубить, ни тем более разрушать что-то даже в мыслях не имели. Все — художники и скульпторы, и, притопывая на морозе, они с нетерпением дожидались, когда же в полном составе соберутся высокие лица, скажут напутственные слова, и им разрешат уже, наконец, заняться тем, для чего они собрались.

Там, у скульптурного комплекса, стартовал второй фестиваль-конкурс «Ледовая сказка в центре Азии».

Пилами художники взвизгнули, но скорее символически, для ознаменования начала работы. Пошли примеряться к материалу. Нынче на конкурсе десять площадок. В первый день — десять груд льда. Зевакам смотреть пока не на что, поэтому кроме художников на творческой территории — ни души. Разыскали свои места (кому за каким номером достанется лёд — разобрались на жеребьёвке), обошли, оглядели, ощупали.

Кто-то отправился хлебнуть горячего чайку, прежде чем заступать, а кто-то, уставший ждать, тут же взялся за дело. Одним из первых рядом со своими глыбами разложил инструмент известный тувинский художник Александр Баранмаа.

— И так сегодня уже три часа потеряли, — педантично заметил он, вынимая из вместительного саквояжа массивные стамески.

— Ничего, — смеётся товарищ по цеху Михаил Хертек. — Пяти дней с лихвой хватит. Управились бы и скорее, если б надо было.

Александр Баранмаа, победитель прошлогоднего фестиваля, на этот раз будет трудиться над композицией с условным названием «Поединок Руслана с Черномором». Михаил Хертек, приехавший на конкурс из Монгун-Тайги, берётся высечь изо льда сцену из тувинской сказки про Оскус-оола — «Шахматный реванш». Эскизы своих будущих работ участники ледового состязания представляли жюри в нескольких вариантах. Те, которые судьи утвердили, и вырастут уже к субботе вокруг намдаковской стелы.

Сюжеты нынешнего ледового парада взяты из сказок народов России, поэтому жаловаться на скудость выбора художникам не пришлось. Впрочем, Михаил Хертек предпочёл не уходить от сюжета, над которым он уже работал.

— В прошлом году у нас не получилось в полной мере то, что мы задумывали, — объясняет он. — Мы делали быка у озера, а внутри быка — шахматистов. Лёд был хороший, прозрачный, и мы не сомневались, что шахматистов будет видно. Сделать — сделали, но немного переборщили. Когда заглаживали лёд, перегрел я его паяльной лампой, и по льду микротрещины пошли. Когда освещение включили, трещины отражение дали. И внутренняя композиция потерялась. Вообще-то, если всмотреться пристально, видно было — но всё равно брак. Нынче ничего прятать не будем. Просто Оскус-оол и Караты-хан будут играть в шахматы.

Интересно, что лёд для морозного творчества сами художники вместе с организаторами и спонсорами привезли с Чагытая.

— Лёд Енисея не годится для скульптуры, — объясняют творцы. — Река течёт, лёд замерзает по-всякому, разными рисунками и оттенками. А озёрный лёд — это совсем другое. Вода на озере стоячая, и когда она замерзает, лёд получается прозрачный, однотонный, однообразной структуры. Отличный материал.

А Сайдай Даргын, и.о. директора Информационного центра туризма, кажется, что озёрный лёд даже оттенок имеет более красивый — зеленовато-голубой. Сайдай Даргын рассказала, между прочим, что пятидневная работа на морозе принесёт самому фартовому скульптору пятьдесят тысяч рублей. За второе место дадут тридцать тысяч, за третье — двадцать. Правда, работают художники не в одиночку, а командами. В каждой — по три человека: два мастера и один ученик. В распоряжении каждой команды — деревянный подиум и три ледяных блока метр на два, толщиной около пятидесяти сантиметров. Пять дней и ночь с пятницы на субботу. В 10 утра 17 декабря будут подведены итоги.

И ещё момент. Пока художники трудятся, выбрать самое интересное произведение смогут и сторонние наблюдатели. Проголосовать за конкретную скульптуру они смогут прямо на рабочей площадке, опустив в специальный ящичек жетон с номером участника.

Первый день — день самых грубых работ. Под самодельными тёрками лёд крошится и летит во все стороны. Стоят наготове пилы. Художники — в медицинских масках. О морозе пока никто и не вспоминает. Холодно будет потом, когда придёт очередь корпеть над мелкими деталями. Но рядом кафе, где можно согреться кипяточком.

— А вообще — движение, движение и ещё раз движение, — смеётся Михаил Хертек. — И ещё открою вам секрет: когда работаешь и видишь, что у тебя получается — это лучше всякого чая подогревает тебя изнутри.

Виктория КОНДРАШОВА