Тувинская правда 12+

Быть личностью

18 октября 2016
1162

Человек на свет уже рождается человеком! И с этого момента он, в отличие от животного, которое именуют «особь», приобретает наименование индивида. Однако индивид полноправен как человек в совершенно определенном смысле. Индивид по праву рождения имеет возможность быть человеком, именно человеком, а не кем-либо иным. Таким образом, у индивида на руках «путевка в жизнь», «документ», который при рождении, кроме него, не получает ни одно живое существо. Итак, человек как единичное природное существо — это, прежде всего, индивид. И мы тем самым зафиксировали его принадлежность к роду человеческому. Но мы еще ничего или почти ничего не сказали о его личности. Личность и индивид — не одно и то же. Соотношение этих понятий не простая, а серьезная научная проблема.

Не так уж трудно охарактеризовать конкретного индивида. Укажем его возраст, профессию, пол, опишем внешность, выясним образование и квалификацию. Но если задачей будет анализ личности индивида, то трудности неизмеримо возрастут, и решение окажется по плечу только опытному и проницательному наблюдателю или же профессиональному психологу. Активно действуя, человек вызывает изменения внутреннего мира других людей. Встреча с умным и интересным человеком меняет многое в людях: их убеждения, взгляды, чувства, желания. Индивид может достигнуть ранга исторической личности в определенной социально-исторической ситуации только в том случае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получая оценку не только современников, но и истории. Иногда мы говорим: безличный субъект. «Безличность» означает, что он безразличен для других людей, от него им «не жарко и не холодно», присутствие его или отсутствие ничего не меняет в их жизни. Быть личностью означает осуществлять такие «вклады» в других людей, которые бы приводили к изменениям их жизни и судьбы. Развитие личности — это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям. Важно выбрать верный путь и взять на себя принятие решений. Например, стать интеллигентным человеком!

Слово «интеллигенция» появилось более ста лет назад в России. Надо сказать, что в Западной Европе и Америке такого понятия вовсе не было. Ввел его русский писатель Петр Боборыкин. Вскоре это наименование закрепилось за общественным слоем людей, относящихся к представителям так называемых свободных профессий: художникам, ученым, журналистам, писателям. Интеллигенция с тех пор — это люди умственного труда, в отличие от тех, кто занимается трудом физическим. Классовый подход выделял ей промежуточное место между буржуазией и пролетариатом, она, таким образом, рассматривалась как прослойка в социально-экономическом устройстве. Так оно, в общем-то, и есть. Вот только выводы, которые из этого бесспорного факта делались, зачастую были весьма неблагоприятные для представителей этой «прослойки». Сейчас, в эпоху гласности, отношение к интеллигенции меняется. Писатели, ученые, учителя, журналисты, экономисты, социологи — в первом эшелоне социального процесса.

Надо различать интеллигенцию как социальную профессиональную общность и интеллигентность как качество личности человека. Стать интеллигентным человеком это не означает, предположим, поступить в какой-нибудь институт. Увы, и окончив его, можно остаться человеком, этим качеством обделенным. Интеллигентность — показатель духовности человека. Ею может обладать рабочий, крестьянин, военнослужащий вне зависимости от его звания и должности, студент и старшеклассник. Ни аттестатом, ни дипломом, ни ученой степенью, ни принадлежностью к творческому союзу, ни высоким правительственным постом удостоверить наличие интеллигентности у человека не удается. Мне знакомы профессора, которые только по недоразумению могут быть причислены к интеллигентным людям, и я знаю сантехника и медсестру, которые бесспорно к ним принадлежат!

Стать интеллигентным человеком не означает осуществить профессиональное самоопределение, это значит сформировать у себя совокупность важнейших качеств духовности, которыми обладали лучшие представители интеллигенции, давшие нашей стране и всему миру многих замечательных людей. Приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры первый признак интеллигентности. Наверное, в нашей стране всеобщей грамотности трудно найти человека, который не прочитал хотя бы несколько книг. Однако существенно, какие это книги. Вторая характеристика интеллигентного человекаориентированность на общечеловеческие ценности при необходимости занимать ту или иную позицию в повседневной жизни, которая на каждом шагу заставляет нас осуществлять нравственный выбор. Какие ценности можно считать общечеловеческими? Те, которые должны действовать в любом обществе, если оно хочет считать себя подлинно человеческим обществом, а следовательно, находящимся на другом полюсе по отношению к животному миру. Доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, достоинство — этот перечень может быть продолжен. Главное здесь — не декларировать, не провозглашать их во всевозможных заявлениях, а следовать им в любых обстоятельствах. Каждый, кто вступает в жизнь, должен быть не только прекрасным умельцем, мастером, производителем материальных ценностей, но и душевным, отзывчивым, чутким человеком. Никогда не потеряют своего значения слова В. Г. Белинского, сказанные им больше ста лет назад: «Будем плотниками, будем слесарями, будем фабрикантами; но будем ли людьми — вот вопрос!».

Следование велению совести, а не чьим-то командным указаниям, если они вступают с нею в конфликт. Это тоже признак интеллигентности человека. Что такое со-весть — слово, которое мы часто употребляем? Совесть — это способность человека осуществлять нравственный контроль над своими поступками, самому определять свои нравственные обязанности, требуя от себя их неукоснительного выполнения. Это особый механизм, который работает только у человека как личности (животные его не знают). Другое дело, что мера выраженности этой способности у людей весьма различна. Совесть интеллигентного человека включает в себя чувство ответственности за все, острое переживание несправедливости, если он с нею так или иначе сталкивается. Ему менее всего свойственно следование «мудрой» пословице: «моя хата с краю».

Интеллигентный человек тактичен. Что же такое такт, и что такое бестактность? Способность и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидания того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть, называется тактом. Может быть, тактичность по сравнению с теми чертами интеллигентности, которые были рассмотрены выше, не выглядит уж столь важным качеством. Но если вспомнить, как часто мы раним друг друга неосторожным замечанием, неожиданной грубостью, невнимательностью, то становится ясно, что кажущееся мелочью в действительности становится причиной и плохого настроения, и конфликтов, и потери взаимопонимания людей. Из всего сказанного ясно, что качества интеллигентности может сформировать у себя решительно каждый человек, независимо от его профессии, полученного образования, безотносительно к тому, физическим или умственным трудом он занимается. Надо только хотеть этого и сделать в том направлении должные шаги, контролируя свое поведение.

Защита общечеловеческих ценностей … Может быть, это самая важная и самая благородная черта интеллигентности. Для формирования общечеловеческих ценностей нет каких-либо специальных рецептов. Все зависит от обстоятельств, времени и места действия, особенностей возникшей нравственной проблемы, требующей выбора. Важно только придерживаться во всем принципа: для себя как для других — для других как для себя.

В этих заметках в меру своих возможностей я выяснял, что такое быть личностью, и как ею стать, чтобы чувствовать себя достойным человеческого общежития, быть в ней не винтиком, а Человеком. Всякая способность складывается в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этой способности. Дело каждого найти такую деятельность, которая отвечала бы этой цели — сформировать свою личность!

Проверь себя

В системе ценностей и понятий АКМЭ — это совпадение физического и духовного расцвета человека, слияние высших возможностей, пора абсолютного творческого взлета.

Но что же это за время и возраст? Как его определить? Возьмем за основание наших расчетов период в 7 лет. По многим данным, именно семь лет — средний срок обновления клеток организма. К 7 годам заканчивается созревание коры головного мозга; в 7 лет ребенок идет в школу; еще через 7 лет человек в основном обретает физиологическую способность воспроизводить себе подобных; еще через 7 лет и рост организма прекращается. Поэт, как бы подытоживая минувшие три жизненных этапа, восклицает: «Иду красивый, двадцатидвухлетний…». Эти годы, действительно, пик физического расцвета, но духовный рост обыкновенно отстает от физического и приходит на 7 — 14 лет позднее.

У женщин высший расцвет наступает семью годами раньше. Семилетние периоды человеческой жизни угадывались издавна, задолго до открытия клеток, их жизненного цикла и обновления. Отец медицины Гиппократ полагал, что человеческая жизнь клонится к закату после 42 лет (7х6), а вся она делится на периоды, рубежи которых приходятся на 14, 42 и 63 года (7х2, 7х6 и 7х9). «Земную жизнь пройдя до середины, я очутился в сумрачном лесу…» — так начинается «Божественная комедия» Данте. Но что же это за поворотная точка жизни, ее середина?

Есть три звездных часа в жизни каждого: выбор профессии; выбор супруга (супруги); выбор жизненной цели.

Выбор этих приоритетов зависит от присущего человеку типа личности, среди которых выделяются три основных. Во-первых, материальный, воспринимающий мир предметно, с практической стороны. Во-вторых, чувственный — с обостренным ощущением бытия, «жадностью к жизни», к ее удовольствиям. И наконец, духовный — со склонностью к абстрагированию, углублению в суть явлений. Часто эти типы существуют в смешанном виде. Бывает, что на протяжении жизни чувственно-духовная личность с годами преобразуется в духовно-чувственный и даже в духовный тип. Иначе говоря, происходит смена жизненных приоритетов, целей. Пока организм закладывается, формируется, развивается, телесная сторона нашего бытия явно преобладает над психической, служит базой интеллекту. Но затем, когда биологический ресурс организма все более срабатывается, роли меняются: интеллект, сила духа, жизненный опыт ощутимо подкрепляют физические силы человека, продлевают его АКМЭ. С другой стороны, известно, что ни один ленивец не дожил до глубокой старости — как отмечают геронтологи. «Душа обязана трудиться», — сказал поэт Заболоцкий. Попробуйте, воспользовавшись акмеологическим тестом, установить свои собственные жизненные приоритеты, их очередность.

Первый из таких факторов благополучия (неблагополучия) — здоровье. Ему бесспорный приоритет. Остальные факторы вы должны «выстроить» сами: это ваши личные приоритеты. Для кого-то семейные обстоятельства более важны, чем материальное положение, для кого-то наоборот. Кто-то сразу же вслед за здоровьем поставит свою работу (учебу). Кто-то жилище, как совокупность места и условий проживания. Для кого-то важнее социальный статус (ощущение своего общественного положения), а для кого-то важнее отношение людей противоположного пола. Итого 7 факторов. Расположив их колонкой по убывающему для вас значению, проставьте против каждого оценку в обычной 5-балльной системе: очень доволен — 5; хорошо, грех жаловаться — 4; так себе, средне, могло быть лучше — 3; плохо — 2; очень плохо, дальше некуда — 1. Теперь оценку за здоровье помножьте на 7; за свой второй фактор — на 6; за третий — на 5; за четвертый — на 4 и так далее. Например:

1.            Здоровье — 4х7=28. 2. Семья — 5х6=30. 3. Работа — 4х5=20. 4. Социальный статус — 4х4=16. 5. Жилище -4х3=12. 6. Материальное положение — 4х2=8. 7. Отношение с противоположным полом — 4х1=4. Теперь суммируем полученные числа. Получается 114 баллов. Проверив этот тест на себе и на других, вы убедитесь: если сумма больше 120 — человек ощущает себя счастливым; больше 100 — человек удовлетворен своей жизнью; меньше 100 — возможно, ваше АКМЭ еще впереди.

Алексей ТЭВЕК

asdf asdf asdf