Тувинская правда 12+

Буян-Бадыргы выбрал Россию

9 сентября 2014
1048

Одним из главных событий праздничных дней стало открытие памятника основателю тувинской государственности Монгушу Буяну-Бадыргы.

Кара-Кат Ооржак впервые услышал о Монгуше Буяне-Бадыргы еще в детстве.

— До 1953 года, то есть до самой смерти Сталина, о нем вообще запрещалось даже заикаться. Да и в советское время при одном упоминании его имени или должности сразу обвиняли в национализме. Но на народный роток, как говорится, не накинешь платок. Еще в довоенные годы на его малой родине — в Аянгаты — о Буяне-Бадыргы легенды складывали. Поэтому еще босоногим мальчишкой я знал, что был в Туве такой правитель. Сохранились в памяти рассказы о нем земляков — я же тоже родом из Барун-Хемчика, как о хорошем, добром и справедливом нойоне, который постоянно заботился о своих подданных. А для аянгатинских детей Буян-Бадыргы вообще был примером, образцом для подражания. Спасибо его землякам-барунхемчикцам. Им в первую очередь надо отдать должное: даже в самые суровые годы политических репрессий они никогда не забывали о своем знаменитом земляке. Вот и после полной реабилитации Буяна-Бадыргы в 2007 году они первыми переименовали в Кызыл-Мажалыке улицу Октябрьскую на улицу Буяна-Бадыргы.

— А что касается его инициативы о единении с Россией, что тогда, шестьдесят лет назад, в народе говорили?

— Говорили, что Буян-Бадыргы был сторонником единения Тувы с Россией, что он сделал очень трудный, но правильный выбор. И в этом выборе простой барун-хемчикский народ его поддерживал и боготворил, — ответил Кара-Кат Ооржак.

На торжественную церемонию, проходившую 6 сентября, приехало немало земляков Буяна-Бадыргы с его малой родины.

— Идея увековечения памяти Монгуша Буяна-Бадыргы возникла еще в постперестроечные годы, даже был установлен постамент в районе швейной фабрики, — вспоминает бывший сотрудник адми­нистрации первого Президента Тувы Борис Кужугет. — Но, скорей всего, не хватило не столько воли тогдашнего руководства республики, сколько денег. Сами помните, какие трудные в экономическом плане то были времена. Нынешнему руководству хватило воли. По предложению главы республики был создан благотворительный фонд.

Шолбан Кара-оол также выступил инициатором проведения благотворительного бала и марафонов с участием крупнейших звезд тувинской эстрады, активно содействовал привлечению спонсорской помощи.

Церемонию открытия провели Шолбан Кара-оол, потомки славного сына тувинского народа Александра Донгак и второклассник Очур Монгуш, скульптор Байза Ондар, воплотивший в жизнь эскизный проект.

Шолбан Кара-оол отметил:

«Дорогие земляки! Уважаемые гости республики!

Сегодня мы все — участники поистине незабываемого события! На мой взгляд, оно является одним из ключевых юбилейных мероприятий! Об этом событии мы с гордостью будем рассказывать своим детям и внукам. А они — своим. Оно станет еще одним звеном, связывающим и скрепляющим разные поколения многонационального тувинского народа.

Мы очень ждали этого события, много сделали для того, чтобы сегодня отдать дань глубочайшего уважения славному сыну тувинской земли — основателю тувинского государства Монгушу Буяну-Бадыргы, навсегда увековечить память о его удивительно созидательной и трагической судьбе.

Буян-Бадыргы оставил самый заметный след в истории нашей республики. В современной Туве нет, пожалуй, более популярной личности, чем он. Но так было не всегда. Долгое время роль Монгуша Буяна-Бадыргы в становлении и развитии тувинской государственности замалчивалась. И только в период перестройки на волне роста национального самосознания и разоблачения политических репрессий настало время восстановления исторической правды и справедливости.

Мы многое узнали о стремительной, но такой насыщенной жизни Монгуша Буяна-Бадыргы. Уже в 16 лет, после смерти своего приемного отца, он становится его приемником — последним нойоном самого большого в Урянхайском крае Даа-кожууна. А вскоре пришло время революций и больших перемен, когда нужно было решать судьбоносные вопросы. Решать, с кем жить дальше маленькому народу в центре Азии, чтобы не быть стертым с лица земли другими, более сильными и многочисленными народами.

И молодой Буян-Бадыргы выбирает Россию, сильное и дружественное государство, способное защитить и помочь в трудную минуту. Его просьба русскому Цаган-хану о принятии Даа-кожууна под покровительство России звучит грамотно и очень убедительно, со ссылками на историю прежних взаимоотношений двух народов. Сказалось хорошее образование, которое дал приемному сыну нойон Хайдып, свободное владение несколькими языками. У Буяна-Бадыргы было два главных наставника — известный монгольский лама Уржук Оскал и русский учитель Шуруку (Шура) Ряхлов. Возможно, именно поэтому желание найти для своей родной земли сильного и благожелательного покровителя, боль за судьбу своего народа, стремление облегчить его участь порой заставляли молодого нойона колебаться между двумя государствами.

Когда произошла февральская революция и положение России стало весьма неопределенным, молодой политик заметался в поисках нового решения. Помощь вновь пришла со стороны России в лице давнего друга Тувы и последовательного сторонника ее самоопределения — Иннокентия Георгиевича Сафьянова. Он сумел убедить Буяна Бадыргы не только в его собственных силах, но и в силах и возможностях народа Тувы идти своим, независимым ни от кого, путем. И этот путь был избран на съезде в Суг-Бажы, который проходил с 13 по 16 августа 1921 года.

На этом съезде было два руководителя, два сильных лидера — русский Иннокентий Сафьянов и тувинец Буян-Бадыргы Монгуш. Они часто не соглашались друг с другом, спорили и отстаивали каждый свои взгляды и убеждения. Однако, в конце концов, сошлись в главном: необходимости создания первого в истории Урянхайского края независимого, самостоятельного государства — республики Танну-Тува, Тувинской Народной Республики.

Буян-Бадыргы был избран Председателем первого Правительства Тувы. Много еще было разных должностей у этого мудрого и красивого человека. Но, сохраняя верность своим духовным корням, он поддержал созыв в марте 1928 года Всетувинского буддийского съезда. Был принят закон, который, по существу, объявил ламаизм государственной религией. Это и стало, по сути, началом заката политической карьеры Монгуша Буяна-Бадыргы. 16 октября 1929 года по решению высшего совета ТНРП Буян-Бадыргы и его соратники были сняты с должностей и исключены из рядов ТНРП.

Весной 1930 года Буян-Бадыргы был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности. Ему предъявили обвинение в политической близорукости, в том, что он проводил политику, несоответствующую принципам аратской идеологии, ориентировал экономику Тувы на частную собственность.

22 марта 1932 года бывших руководителей ТНР Буяна-Бадыргы, Дондука, Шагдыра и Бонду без суда и следствия приговорили к высшей мере наказания — расстрелу, а 23 марта приговор был приведен в исполнение.

Из прошлого, из тюремных застенков взывает к нашей памяти голос Монгуша Буяна-Бадыргы, его завещание нам: «Народ мой, клеветой я обесчещен…

День уличенья лжи

наступит непременно.

Кровавых тайн разоблаченье

обязательно придет.

Вернут мне имя доброе и честь

И правоту мою восславить —

будет время».

И это время действительно настало. В июле 2007 года указом «О политической реабилитации государственных деятелей Тувинской Народной Республики и граждан, подвергнутых политическим репрессиям на ее территории в 1920–1930 годы» Буян-Бадыргы был полностью реабилитирован. Было принято решение возвести в столице республики памятник этому выдающемуся сыну тувинского народа. Оно широко обсуждалось в нашем обществе.

В канун нового 2011 года сос­тоялся благотворительный бал по сбору средств на возведение памятника. В республике был создан Благотворительный фонд. Проведены благотворительные марафоны с участием крупнейших звезд тувинской эстрады для привлечения спонсорской помощи. Средства собирали всем миром. Последние недостающие полтора миллиона рублей, в том числе на транспортировку уже изготовленного по эскизам Ондара Байза Бавуужаповича памятника, выделены из бюджета республики. Я глубоко убежден, что вместе мы сделали большое и нужное дело.

Такой памятник не просто дань прошлому, он — символ будущего, путеводная звезда для представителей всех культур, всех народов, живущих в нашей родной Туве. И он важен не только для республики, а и для всей России. Памятник Буяну-Бадыргы — первый этап большого исторического проекта. Главная его идея — идея единения, консолидации общества, интернационализма. Сейчас фондом продолжается сбор средств на памятник Иннокентию Сафьянову, ведется работа над его эскизом. Буян-Бадыргы и Сафьянов в 1921 году сумели сделать почти невозможное: объединив исключительно мирными средствами тувинских и русских жителей Урянхайского края, провозгласить Тувинскую Народную Республику, заложить основы тесного союза между ТНР и СССР.

Открытие памятника одному из главных инициаторов принятия Урянхайского края под покровительство России, основателя тувинской государственности Монгушу Буяну-Бадыргы в дни празднования 100-летия единения Тувы и России точно по времени и смыслу, глубоко символично по своему значению».

В завершение церемонии состоялось возложение живых цветов к подножию памятника. Вместе с главой Тувы Шолбаном Кара-оолом букет возложил и министр обороны России Сергей Шойгу.

Александр ФИЛАТЕНКО

asdf asdf asdf