Тувинская правда 12+

Будни зоны ЧС

15 декабря 2016
4599

За прошедшую неделю ситуацию со снегом в Кара-Холе удалось незначительно изменить к лучшему, но к 82 из 104 чабанских стоянок муниципалитета по-прежнему нет доступа. Минсельхоз Тувы в настоящий момент ведет переговоры с администрацией заповедника «Убсунурская котловина» об использовании их техники для заброски продовольствия в самые труднодоступные хозяйства, расположенные на берегу озера Кара-Холь.

— Нам все же удалось очистить от снега 30 километров дороги от Кара-Холя до местечка Туралыг, — рассказал газете начальник отдела животноводства минсельхоза Виталий Чаж-оол. — Сейчас готовится к погрузке сено для доставки на освобожденные от снега стоянки. Осталось очистить еще 20 километров дороги до кыштагов, которые находятся на берегу озера Кара-Холь.

Напомним, что в позапрошлые выходные сильный снегопад в сумоне Кара-Холь отрезал доступ к 96 из 104 чабанских стоянок, на которые приходится до 17 процентов всего поголовья скота Бай-Тайгинского района. Поскольку ранее зимы на западе Тувы отличались малым количеством осадков, и скот мог пастись круглый год, местные фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств не привыкли запасаться на зиму кормами. Нынче же из-за большой толщины снежного покрова скотина не может сама добывать себе пропитание. А ведь даже у тех аратов, которые летом готовили сено, по информации минсельхоза, на начало ноября его запасов оставалось в среднем на 50 дней. Сегодня сено на исходе, констатируют в ведомстве.

Чаж-оол, охарактеризовавший на прошлой неделе состояние скота на занесенных снегом чабанских стоянках как «хорошее», сегодня оценивает его «средним». В минсельхозе опасаются, что оголодавший скот начнет есть древесную кору, что приведет к стоматиту и мору.

— Сейчас мы ведем переговоры с администрацией заповедника «Убсунурская котловина», чтобы на их снегоходах «Буран» по льду озера доставить продовольствие и одежду на чабанские стоянки, которые находятся прямо на берегу Кара-Холя, — рассказал также он. — Пока есть только такая возможность. Наладить снабжение этих хозяйств кормами иным способом сегодня невозможно. Тяжелую технику пускать на лед нельзя — не выдержит, а каждый «Буран» может увезти 40–50 килограммов груза. Немного, но курочка по зернышку клюет…

Пока нет возможности оказать помощь и чабанским стоянкам в местечке Шивилиглер. Большинство из них расположено в горной местности, что дополнительно осложняет доступ и расчистку дорог.

Отрезанными остаются и хозяйства в районе озера Таштыг-Холь. Чтобы добраться до них, необходимо расчистить 35 километров дороги от снега. К тому же река Алаш, по льду которой зимой осуществляется сообщение с хозяйствами тех мест, еще не встала.

В настоящий момент работы ведутся трактором «Т-75», который ранее ожидал починки в Сукпаке. Привести машину в исправность не удалось — сломанный ковш снят, и трактор прокладывает дорогу гусеницами. Технику лесхоза для доставки сена к Таштыг-Холю привлечь не удалось, поскольку проходимость трала, который планировало выделить для этих целей ведомство, оказалась недостаточной.

Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что администрация Бай-Тайги принимает самое активное участие в спасении чабанских стоянок Кара-Холя, чего нельзя сказать о самом руководстве сумона, которое, как отмечает источник, разбилось на два лагеря, и лидеры «оппозиции» пытаются воспользоваться сложной ситуацией, дабы перетянуть «властное одеяло» на себя. На пользу делу это явно не идет.

Антон ПОСОХИН

asdf asdf asdf