На судьбоносном заседании, которое состоялось 15 июля 1926 года, депутатами Малого Хурала ТНР вопрос о создании пожарной команды был решен положительно. С этой даты и начался отсчет славных дел брандмейстеров Тувы, служба развивалась, крепла, училась. Разные периоды истории предъявляли пожарникам свои требования, не простые, суровые, но люди, посвятившие жизнь борьбе с огненной стихией, всегда были готовы с честью решать поставленные задачи.
В канун профессионального праздника журналистов печатных СМИ республики пригласили в Главное управления МЧС России по РТ. В музее ведомства ярко и подробно отражена история создания и развития пожарной охраны Тувы. В качестве экскурсовода выступил генерал-майор внутренней службы Андрей Назаров. Он поведал нам о важнейших вехах развития пожарного дела в регионе.
В начале 1930 года в Кызыле на перекрестке улиц Чульдума и Ленина (сейчас на этом месте — Национальный музыкально-драматический театр им. В. Кок-оола) было построено здание пожарной команды с каланчей. На вооружении пожарных того времени находились: четыре конно-бочечных хода, ручные пожарные насосы «Красный факел», одна пожарная машина и 12 человек личного состава. Эта команда по техническому уровню была слабо оснащена, кадры не подготовлены, а поэтому успешно тушить возникшие пожары в то время она не могла. Сотрудникам приходилось всему учиться прямо на месте, по мере возможностей тушили пожары, а в свободное время получали теоретические знания, приобретали необходимые навыки борьбы с огнем.
Летописцем огнеборцев Тувы стал Владимир Ермолаев. Выдающийся этнограф, исследователь и музейный работник, был ещё и талантливым фотографом. Владимиру Петровичу удавалось запечатлеть исторические кадры о повседневном труде пожарных и их борьбе с чрезвычайными ситуациями. Мастер в различных ракурсах запечатлел для истории наводнение, которые произошли в Кызыле в 1937 и 1945 годах. Противостояли стихии, как говорится, всем миром. Простые горожане и пожарные возводили дамбы, чтобы вода, не нанесла столице большой ущерб. В то время техники было немного, приходилось практически всё делать вручную, лопата стала основным инструментом для строительства земляных и песчаных укреплений, которые противостояли бушующим весенним водам.
Динамично развиться пожарная охрана республики стала после вхождения ТНР в состав СССР. В это время создаются МТС, совхозы и колхозы, возникают новые населенные пункты, появляются культурно-просветительные, лечебные и детские учреждения, промышленные и торговые предприятия. В послевоенный период четко определились два главных направления работы пожарной охраны — профилактика и организация тушения пожаров на объектах городов и сельских населенных пунктов республики.
10 октября 1961 года Тувинская автономная область была преобразована в Тувинскую АССР. Шли годы, крепчала и росла пожарная охрана Тувы и ее материально-техническая база. С 1965 года на вооружение пожарной охраны поступают специальные пожарные автомобили. Пожарные умело применяли технику при тушении пожаров, проявляя героизм и мужество в борьбе с огненной стихией. В 80-х годах XX века во всех районных центрах Тувинской АССР были созданы профессиональные пожарные части, за которым осуществляли надзор инспекторы Государственного пожарного надзора (ГПН). Служба ГПН активно использовала все возможности для того, чтобы усилить пожарный надзор за наиболее важными объектами, добивалась безусловного выполнения предписаний органов ГПН, обучала население правилам пожарной безопасности.
Успех борьбы с огнем обеспечивается не только смелой самоотверженной работой личного состава пожарных подразделений, но и тактически правильными действиями отделений и дежурных караулов, высокой боевой выучкой, умелым использованием пожарной техники и эффективных средств пожаротушения. С каждым годом повышается боеготовность пожарных подразделений, растет количество отличников и отличных караулов и частей. В основе успеха всего коллектива лежит четкая организация профилактической работы на объектах народного хозяйства и в жилом секторе. На сегодняшний день подразделения Федеральной противопожарной службы по РТ насчитывают более 750 человек личного состава, это отважные и мужественные люди, и 160 единиц техники. К личным качествам людей этой профессии предъявляются высокие требования, такие, как высокий профессионализм, смелость, товарищеская взаимовыручка, сострадание чужому горю. Без этого «багажа» в пожарной охране делать нечего, случайные люди там не задерживаются.
Батый Эртене-очур с детства мечтал стать пожарным, молодой человек поведал о том, как воплотил свою мечту в жизнь:
— В школе я учился кадетском классе МЧС, участвовал вместе с товарищами в игре «Зарница», которая ежегодно проводилась сотрудниками МЧС. Мы много тренировались, у нас был настрой на победу. Большое значение уделяли теоретической, физической и строевой подготовке, хотелось выступить достойно и занять призовые места. Меня всегда привлекала эта овеянная ореолом славы профессия, работаю в МЧС с 2014 года, получил звание сержант, сейчас я водитель пожарной машины. Ещё во время учебы занимался спортом, а пожарно-прикладным видом увлекся буквально три года назад. Большое спасибо моему тренеру Кара-оолу Саая, ветерану пожарной охраны и прекрасному наставнику. Он пробудил во мне интерес к этому виду спорта. Победа зависит от действий всей команды. В июле прошлого года на состязаниях в Красноярске защитил звание кандидата в мастера спорта, готовлюсь сдать норматив на мастера спорта. Титулованных борцов и боксеров у нас в республике много, а вот КМСов по пожарно-прикладному спорту всего четыре и несколько разрядников, а мастеров пока не было. Считаю, что пожарный должен быть хорошо образован, физически развит, ловок, дисциплинирован и стрессоустойчив, в нашем ремесле без этого никак. Когда мчимся с командой на пожар стараюсь выиграть каждую секунду, ведь от этого зависят жизнь и здоровье людей. Мы стараемся также спасти имущество погорельцев, ведь сейчас непростое время, обидно, когда земляки в одночасье лишаются всего. Когда мчимся на пожар, зачастую многие автолюбители не пропускают нашу машину, в переулках, на светофорах и перекрестках. Но много и таких шоферов, которые предоставляют нам преимущество, прижимаются к тротуару или переходят на другую полосу и не мешают нашему движению. Соотношение «хороших» и «плохих» водителей примерно 50 на 50, но хотелось, чтобы понимающих было больше, ведь от промедления зависит чья-нибудь жизнь.
В будущем планирую учиться и получить офицерское звание, но к «большим звездам» не стремлюсь, мне нравится моя должность — водитель пожарного автомобиля. Я не расстроюсь, если до пенсии проработаю шофером, ведь мой труд занимает почетное место в пожарной иерархии.
Кирилл САМОХВАЛОВ