Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Богатство красок

20 августа 2015
1606

Точка поставлена. В пятницу, 14 августа, I Международный фестиваль-конкурс «Хоомей в Центре Азии» завершился гала-концертом в Национальном театре РТ и награждением лучших исполнителей из разных государств. Чем он запомнился? Богатством красок разных школ, широтой диапазона древнего и до сих пор живого и популярного искусства горлового пения.

Где только его не исполняют на Земле! Конечно, многие жители разных стран, впервые услышав «странные» звуки, удивляются, восхищаются, приобретают диски и слушают мелодии Древней Степи. А кто-то из них начинает учиться этому искусству. Как один испанец, который три года осваивал разные стили хоомея. Что у него получилось, мы могли слышать на заключительном концерте: Гильем Кодерн Кортада, в тувинском халате, старательно выводил мелодии, которые переполненный зал благосклонно принимал, благодаря энтузиаста из Западной Европы за любовь к культуре тувинцев. Его отметили как лучшего иностранного исполнителя горлового пения. Причем, было заметно, что человек не делает кальку с образцов, а изучил традицию, пытается ей следовать. А в простой повседневной одежде, в какой он гулял со спутницей в воскресенье по местному Арбату, небольшого роста бородатый молодой мужчина и не бросается в глаза. Но — достоин восхищения и всяческих похвал за приверженность азиатской культуре.

Или немолодой байтайгинец Андрей Опей. Его знают по многим выступлениям — запоминается не только любовью к древнему искусству, но и умению находить контакты с, например, финнами, с которыми он оригинально смотрелся на одном из международных симпозиумов «Хоомей — феномен культуры народов Центральной Азии». На этот раз в составе ансамбля «Тайга-Сыны» стал Андрей Хертекович лауреатом II степени. Яркий пример, как можно бережно сохранять традиции. И идет, чувствуется, это из глубины сердца.

Конечно, не могли не покорить зал совсем юные чаданцы — уже пятый состав ансамбля «Кенгирге». Великолепная шестерка стала дипломантом III степени. Каждый — уже артист, со своей манерой держаться на сцене, но особенно выделялся барабанщик, что самозабвенно выбивал ритм! Как уж сложится судьба у шестиклассников, кто знает, но наверняка именно они сумеют бережно хранить традиции, что передают им старшие, сами подхватят эстафету в обучении младших.

Мы убедились: традиционное искусство на надежных позициях и в «крепких руках» исполнителей. Внимательно зал слушал Ай-Хаана Ооржака, что получил Гран-при (сертификат на 500 тысяч рублей, белый кадак, агальматолитовую статуэтку) из рук Главы РТ Шолбана Кара-оола. Жюри было единодушно при принятии этого решения (его посменно возглавили, так уж случилось, корифеи Кайгал-оол Ховалыг, Игорь Кошкендей и Монгун-оол Ондар). Молодой человек работает в Национальном оркестре РТ, а там достаточно хоомейжи-мастеров, так что было, у кого учиться, не отходя от инструмента.

Но когда на сцену вышел прославленный Кайгал-оол Ховалыг и а’капелла спел сердцем… Ширь, мощь, Олимп искусства горлового пения. Тут стало без слов понятно: до этих вершин отмеченным еще ох как далеко. Получился своеобразный мастер-класс на «браво!» зрителей, которые, затаив дыхание, слушали мэтра.

Любопытно оказалось узнать, как приживается хоомей в современных реалиях. Чего в этом плане ни изобретают пытливые, стараясь привнести свою ноту в общий «хор» музыкантов. Возглавлявшая жюри композитор Оксана Тюлюш отметила: есть интересные находки, спектр подачи самый разнообразный. Так что древнее искусство органично прописалось и в номерах приверженцев авангарда. Лауреат I степени кызылская группа «Дао Шин» сочетают звучание гитары и национальных струнных инструментов, что у русско-тувинского дуэта интересно получается. Свою нишу нашел и «космический» Микко Нювонен, который использует современные технологии в подаче горлового пения, действительно, получается звук из Вселенной. Не устает удивлять поисками Макигами Коичи, представивший весьма необычную композицию с двумя девушками, когда звуки сочетаются с телодвижениями и мимикой.

Организаторы в начале заключитель­ного концерта представили видеодневник событий пяти насыщенных дней. И подготовили мини-программу на четверть часа в память о тех, кто оставил след на века в искусстве хоомея. Назывались имена Комбу Ондара, Кыргыса Сорукту, Маржымала Ондара, Максима Дакпая, Федора Тау, Конгар-оола Ондара и других, чьи исполнительские таланты постарались передать известные хоомейжи и начинающие юные артисты под звучание Национального оркестра РТ. Получилось трогательно и брало за живое.

А когда шла церемония награждения, зрители тепло приветствовали всех, но особенно — любимцев из «Алаша», которым не было равных среди традиционных ансамблей.

Глава региона, после встречи с гостями из разных мест, поддержал их предложение создать Академию хоомея на нашей земле и пригласил к сотрудничеству в этом вопросе всех заинтересованных. Представители Алтая со сцены предлагали сделать этот фестиваль кочевым, следующий провести у них. А Шолбан Кара-оол сказал: он будет ежегодным в Туве. Но, похоже, это еще необходимо продумать. Ведь позади шесть международных симпозиумов «Хоомей — феномен культуры народов Центральной Азии», которые весьма известны и популярны. Их же не станут, надеемся, отменять и заменять новинкой, а два похожих мероприятия в год для финансов небогатого региона — накладно. Отныне 17 августа в Туве будет праздник — День хоомея. Появились новые звания в этом виде искусства: «Свирель», «Иволга», «Заслуженный хоомейжи района», «Заслуженный хоомейжи РТ», «Народный хоомейжи РТ», «Почетный хоомейжи РТ».

Конечно, много лилось со сцены музыки Степи. Алтайцы, хакасы, монголы, представители Внутренней Монголии из Китая (как ведущий Шон Куирк комментировал: это наши, коренные, тувинцы) демонстрировали прекрасное искусство, у каждого — неповторимое, интересное, запоминающееся. Разнолик и многообразен хоомей в регионах России и за ее пределами. Чем и покоряет, и берет в плен. Выделился кызылский ансамбль «Хирлээ» необычными подзабытыми инструментами, которые так и называются, как и коллектив: используется закручивающаяся нитка, издающая с «грузилом» весьма оригинальный звук. Но этому еще и научиться надо… Богатство и переливы красок-звучаний всех артистов доставляли огромное удовольствие.

Не обошлось без сюрприза. В апреле созданная организация исполнителей хоомея поздравила, в лице руководителя Аяна Ширижика и актива, со сцены с днем рождения нескольких коллег, подарив им коней, а Кайгал-оолу Ховалыгу — машину. Испекли и большой торт на заказ, с изображением эмблемы фестиваля-конкурса. А еще мастера спели на английском языке «С днем рождения», конечно, с вкраплениями горлового пения. Получилось весьма задорно. И уж точно удивили отмеченных. Видимо, умеют искать и находить хороших и щедрых спонсоров в союзе. Но сам факт — и показатель любви к хоомею в Туве.

После гала-концерта в Национальном театре на улице в 21 часов началась этнодискотека на площади Арата. И всего +13 градусов не мешали веселью.

Конечно, нельзя сказать, что всё получилось сразу о’к. Недочетов и недостатков хватало, организаторы сами о них знают. Есть повод для анализа и выводов на будущее.

Сегодня хочется подчеркнуть главное: праздник любимого в народе искусства получился.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН