Этого концерта ждали. В Тувинской государственной филармонии 19 мая собрались многие известные музыканты, певцы, любители джаза. Получилось весьма символично: «советский» день пионерии в этих стенах отметили достойно. Потому что Алвона Джонсона с полным правом можно считать пионером, открывшим в Туву дорогу прочим королям блюза из США.
Нам выпал счастливый случай насладиться звуками из заветного первоисточника. Темнокожий американец уже несколько лет дает концерты в России, выступал не только в европейской ее части, но и далеко за Уралом. Его слышали в Кемерово, Ангарске, Ростове-на-Дону, Москве и т. д. Ему 63 года (правда, их обаятельному мужчине не дашь), в Кызыл попал из Ставрополя, от нас отправился в Иркутск, далее — в Москву.
Находится в прекрасной форме. И не обращая внимания на разницу во времени, устроил нашему бэнду «ВСГАКИ» вечернюю многочасовую репетицию до трех ночи. Как шутил директор филармонии и член этого молодого коллектива Игорь Дулуш, у него руки почернели от напряжения. Даже перекуров особых не было. Как обычно, он сам представлял гостя и коллег, была и неизменная черная шляпа на голове. От традиций не отступили.
Музыкант родом из Сан-Франциско. Не только играет на гитаре, поет, но и сочиняет музыку, знает профессию звукорежиссера, занимается общественной деятельностью: помогает больным раком. Желающие из пришедших кызылчан могли и сделать фото на память с американцем, и приобрести записи его музыки на трех разных дисках.
Блюз-мен оказался отменным шутником и артистом с кошачьей пластикой движений, легко передвигался и по сцене, и по залу. Кто-то успевал с ним сделать фото, другие — пожать ему руку. Не обошлось и без прыжков на одной ноге — дань традиции. Выразительные глаза, мимика, ослепительная белозубая улыбка, жесты, короткие фразы, что переводил из-за кулис известный музыкант Саян Бапа. Даже наряд продуман до мелочей: гитара, переливающаяся серебром, с надписью «Alvon», на ботинках и рукавах темного пиджака — тоже блестит серебро.
Но покорил гость, бесспорно, прекрасной Музыкой. Пел (вроде и голоса особо выдающегося нет, но вот берет за душу) и играл известные композиции и те, что нам практически не знакомы. Зал, если слышал узнаваемые ноты, бурно реагировал и аплодировал. Даже подпевали гитаристу. Радовались, слыша произведения из репертуара Дюка Эллингтона или Фрэнка Синатры. Причем, подавались они в индивидуальной интерпретации музыканта.
По-особенному зазвучал и наш бэнд, видимо, получили исполнители мощный заряд от американца на ночной репетиции. И солисты оказались в ударе, блистали виртуозным мастерством, и все-все были в настроении, жаждали подарить залу праздник общения с джазом. Хлопали в ладоши, двигались с инструментами, а в финале сбрасывали пиджаки и крутили их над головой. Даже оформление приглушенным голубым «дымчатым» светом создавало определенный ритм встречи. Эмоции «били» через край. А в зале — искрило, да еще как — за 1000 вольт! Галерка, традиционно, кричала громче остальных. Гость умудрился поднять все ряды на танец. Завел!
Не потерялась эмоциональная Софья Кара-оол, у которой джаз — особая любовь. Тут и тувинская мелодия в этом стиле звучала в ее интерпретации, и получился зажигательный дуэт с королем блюза в «Штормовом понедельнике». Да, штормило основательно…
Пелось о простых и вечных вещах. Любовь, голубое небо, любимые, города… Аудитория реально ощутила «Машину свинга», «Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Медленный блюз». А кто-то и действительно понял, как это — «Унеси меня на Луну».
А мы ведь и побывали на ночном светиле, в сказке, ставшей реальностью благодаря Алвону Джонсону и нашему бэнду.
Марина КЕНИН-ЛОПСАН