Тувинская правда 12+

Благословение родной земле

19 мая 2018
485

Женщина-график — это редкое явление в Союзе художников Тувы. Чечек Монгуш — первая, освоившая этот жанр, но уже известная и в республике, и за ее пределами.

Ее третья персональная выставка «Благословение родной земле» открылось недавно в Национальном музее РТ.

На открытии выступили заместитель директора по науке нашего музея Х. К. Кадыг-оол, директор Кызылского колледжа искусств А. Х. Кан-оол, заведующая художественным отделением ККИ Е. Г. Медведева, камнерезы В. О. Ооржак, Л. М. Норбу, педагог Республиканской школы искусств, скульптор Х. Б. Донгак, тоджинка С. А. Демкина и другие. Они говорили о выдающейся роли художника-графика, о ее месте в тувинском изобразительном искусстве, желали ей больших творческих успехов и счастья в жизни.

Экспозиция ее работ небольшая. Состоит из ранее созданных серий после окончания Красноярского художественного института и творческой мастерской по графике под руководством Г. С. Паштова. На передней перегородке вывешены четыре живописных полотна, посвященных основным традициям тувинцев в их кочевой жизни — «Праздник молока (хойтпак)» — араты доят лошадей, коров, олених, сарлычих, коз и верблюдиц. На «Празднике проса» тувинцы обрабатывают просо. На третьей карти- не — «Праздник войлока» — зритель увидит все технологию обработки шерсти овечек, вплоть до получения войлока. Наконец, четвертый сюжет изображает «Праздник оленеводов»: приводят оленя-самца для благопожеланий тоджинским оленеводам.

В двух витринах размещены грамоты юбиляра, дипломы, книги, оформленные художницей.

Она родилась в 1968 году. В 1988-м успешно закончила художественное отделение Кызылского училища искусств, а в 1999-м — мастерскую книжной графики Красноярского государственного художественного института. В 2002-м — творческую мастерскую книжной графики Российской Академии художеств в Красноярске. В 2005-м принята в члены Тувинского регионального отделения Союза художников России.

Молодая художница стала участвовать в художественных выставках с 1999 года. Особенно ярким был показ на Уральской триеннале печатной графики в Уфе, на Всероссийской выставке дипломных работ выпускников художественных вузов в Москве, на III Новосибирской Международной Биеннале современной графики в 2003-м. Она участвовала во многих местных республиканских выставках, межрегиональных «Сибирь» — 2003, 2008, 2013, 2018, также в российской выставке «Графика-2010 на Предмостной» в Москве и других показах эстампа.

За годы обучения Чечек Кызыл-ооловна освоила несколько видов гравирования (линогравюра, офорт, обрезная и торцовая ксилография, гравюра на пластике). Для своей дипломной работы она выбрала иллюстрирование поэмы народного писателя РТ А. А. Даржая «Мудрый Ак-Сал» (древнее степное сказание), выполненное в технике гравюры на пластике. За основу композиционного построения иллюстрации художница берет прием плоскостного, так называемого «коврового» метода изображения пространства и фигур, который характерен для восточных арабских миниатюр и буддийских икон (танка), основные главные персонажи которых выделяются большими размерами. Персонажей поэмы Даржая, олицетворяющих добро и зло, художница уподобляет божествам буддийского пантеона.

Чечек Монгуш создала в 2002 году замечательную серию цветных гравюр «Юрта» (пять листов), раскрывающих оригинальность художественного замысла в трактовке национальных традиций и обычаев тувинского народа.

После изучения множества книг восточной литературы автора подтолкнуло творческое воображение раскрыть тему «Юрта» через круг. Ведь еще в древние времена скифо-сибирского мира круг означал солнце, движение внутри этого солярного символа слева направо — бесконечный круговорот и цикличность возрождения жизни; также круг означал символ Земли и природы. Позднее Монгуш структуру круга Земли заключила в квадрат, который по древнекитайской философии обозначал небо.

В центральной гравюре «Праздник» в центре большого круга изображен маленький круг — это есть верхнее отверстие (выход) юрты с крестообразной деревянной решеткой, за которой видны голубое небо и орнаментально стилизованные белые облака. За этим кругом расположены люди, на правой половине юрты — женщины, готовящие пищу и напитки; на левой — мужчины, играющие на музыкальных инструментах. Вверху на почетном месте сидит уважаемый гость, внизу напротив входа стоит девушка с кадаком в руках. Перед внешним кругом изображен восточный календарь в виде двенадцати животных. Все персонажи и большинство предметов празднества раскрашены акварельными красками, чистота и яркость которых облагораживает эту гравюру.

Другие гравюры — «Колесо жизни — 1, 2», «Дерево шамана» и «Дерево познания» — трактованы подобным образом, и в тоже время они сложны по своей философской трактовке, наполнены религиозными фигурами и предметами, повествующими о мифологии тувинских шаманов, о буддийском пути познания к божественному просветлению.

Сейчас Чечек Монгуш — преподаватель художественного отделения Кызылского колледжа искусств, но всегда в творческом поиске. Она ищет новые темы, сюжеты национального характера, чтобы создать синтетические образы общекультурной значимости, серии графических работ, посвященных традиционному образу жизни тувинцев.

Александр ХЕРТЕК,

искусствовед, заслуженный работник культуры РФ.

asdf asdf asdf