Женщина-график — это редкое явление в Союзе художников Тувы. Чечек Монгуш — первая, освоившая этот жанр, но уже известная и в республике, и за ее пределами.
Ее третья персональная выставка «Благословение родной земле» открылось недавно в Национальном музее РТ.
На открытии выступили заместитель директора по науке нашего музея Х. К. Кадыг-оол, директор Кызылского колледжа искусств А. Х. Кан-оол, заведующая художественным отделением ККИ Е. Г. Медведева, камнерезы В. О. Ооржак, Л. М. Норбу, педагог Республиканской школы искусств, скульптор Х. Б. Донгак, тоджинка С. А. Демкина и другие. Они говорили о выдающейся роли художника-графика, о ее месте в тувинском изобразительном искусстве, желали ей больших творческих успехов и счастья в жизни.
Экспозиция ее работ небольшая. Состоит из ранее созданных серий после окончания Красноярского художественного института и творческой мастерской по графике под руководством Г. С. Паштова. На передней перегородке вывешены четыре живописных полотна, посвященных основным традициям тувинцев в их кочевой жизни — «Праздник молока (хойтпак)» — араты доят лошадей, коров, олених, сарлычих, коз и верблюдиц. На «Празднике проса» тувинцы обрабатывают просо. На третьей карти- не — «Праздник войлока» — зритель увидит все технологию обработки шерсти овечек, вплоть до получения войлока. Наконец, четвертый сюжет изображает «Праздник оленеводов»: приводят оленя-самца для благопожеланий тоджинским оленеводам.
В двух витринах размещены грамоты юбиляра, дипломы, книги, оформленные художницей.
Она родилась в 1968 году. В 1988-м успешно закончила художественное отделение Кызылского училища искусств, а в 1999-м — мастерскую книжной графики Красноярского государственного художественного института. В 2002-м — творческую мастерскую книжной графики Российской Академии художеств в Красноярске. В 2005-м принята в члены Тувинского регионального отделения Союза художников России.
Молодая художница стала участвовать в художественных выставках с 1999 года. Особенно ярким был показ на Уральской триеннале печатной графики в Уфе, на Всероссийской выставке дипломных работ выпускников художественных вузов в Москве, на III Новосибирской Международной Биеннале современной графики в 2003-м. Она участвовала во многих местных республиканских выставках, межрегиональных «Сибирь» — 2003, 2008, 2013, 2018, также в российской выставке «Графика-2010 на Предмостной» в Москве и других показах эстампа.
За годы обучения Чечек Кызыл-ооловна освоила несколько видов гравирования (линогравюра, офорт, обрезная и торцовая ксилография, гравюра на пластике). Для своей дипломной работы она выбрала иллюстрирование поэмы народного писателя РТ А. А. Даржая «Мудрый Ак-Сал» (древнее степное сказание), выполненное в технике гравюры на пластике. За основу композиционного построения иллюстрации художница берет прием плоскостного, так называемого «коврового» метода изображения пространства и фигур, который характерен для восточных арабских миниатюр и буддийских икон (танка), основные главные персонажи которых выделяются большими размерами. Персонажей поэмы Даржая, олицетворяющих добро и зло, художница уподобляет божествам буддийского пантеона.
Чечек Монгуш создала в 2002 году замечательную серию цветных гравюр «Юрта» (пять листов), раскрывающих оригинальность художественного замысла в трактовке национальных традиций и обычаев тувинского народа.
После изучения множества книг восточной литературы автора подтолкнуло творческое воображение раскрыть тему «Юрта» через круг. Ведь еще в древние времена скифо-сибирского мира круг означал солнце, движение внутри этого солярного символа слева направо — бесконечный круговорот и цикличность возрождения жизни; также круг означал символ Земли и природы. Позднее Монгуш структуру круга Земли заключила в квадрат, который по древнекитайской философии обозначал небо.
В центральной гравюре «Праздник» в центре большого круга изображен маленький круг — это есть верхнее отверстие (выход) юрты с крестообразной деревянной решеткой, за которой видны голубое небо и орнаментально стилизованные белые облака. За этим кругом расположены люди, на правой половине юрты — женщины, готовящие пищу и напитки; на левой — мужчины, играющие на музыкальных инструментах. Вверху на почетном месте сидит уважаемый гость, внизу напротив входа стоит девушка с кадаком в руках. Перед внешним кругом изображен восточный календарь в виде двенадцати животных. Все персонажи и большинство предметов празднества раскрашены акварельными красками, чистота и яркость которых облагораживает эту гравюру.
Другие гравюры — «Колесо жизни — 1, 2», «Дерево шамана» и «Дерево познания» — трактованы подобным образом, и в тоже время они сложны по своей философской трактовке, наполнены религиозными фигурами и предметами, повествующими о мифологии тувинских шаманов, о буддийском пути познания к божественному просветлению.
Сейчас Чечек Монгуш — преподаватель художественного отделения Кызылского колледжа искусств, но всегда в творческом поиске. Она ищет новые темы, сюжеты национального характера, чтобы создать синтетические образы общекультурной значимости, серии графических работ, посвященных традиционному образу жизни тувинцев.
Александр ХЕРТЕК,
искусствовед, заслуженный работник культуры РФ.