В последние десятилетия, несмотря на высокую конкуренцию на рынке труда, профессия экономиста занимает лидирующие позиции среди абитуриентов. Сегодня молодежь выбирает эту специальность осознанно. А многих из тех, чья юность пришлась на перестроечные годы, сама жизнь заставила осваивать азы этой специальности.
Владимир Журавлев, ныне руководитель торгово-промышленной палаты Тувы и предприниматель, в конце 80-х, будучи выпускником Автодорожного техникума, и не предполагал, что его ждет долгий тернистый путь познания экономики, законов рынка на собственном опыте, полном успехов и неудач. Владимир с дипломом новоиспеченного мастера дорожных работ идет на стройку простым каменщиком. Потом служба в армии и возвращение.
— Уже началась перестройка, и организация, в которой я работал, превратилась в кооператив «Жилье». Мы строили дома на правом берегу, и пока я служил в армии, моя очередь на жилье продвигалась, и через несколько лет я получил квартиру. Я тогда и не думал, что буду заниматься бизнесом. Время было непонятное, никто не знал, к чему выведет нас перестройка.
Владимир уезжает за Саяны и устраивается по своей специальности, мастером дорожных работ вахтовым методом. В это время друзья и знакомые начинают осваивать предпринимательское ремесло. У Журавлева появляется вторая дочь, он решает, что нужно быть поближе к дому, и начинает задумываться о своем собственном деле. Уволившись и получив расчет, Владимир вместе с другом начинает строить маленький киоск, процесс растягивается почти на 3 года. А семью нужно кормить. Он хватается буквально за любую работу. За это время Владимир успел поработать в местной газете агентом по рекламе.
— Это был первый опыт соприкосновения именно с той деятельностью, которой я сейчас занимаюсь. И там уже я научился считать деньги. Это, можно сказать, был мой первый бизнес. Я находил клиентов и получал в то время неплохие деньги — 40% от сделки. В районной газете «Нива» никогда до этого не было рекламы. По сути, я начинал с нуля, конкуренции не было, предпринимателей в районе было мало, но за год–полтора мне удалось почти всех их разместить с рекламой в нашей газете. К этому времени достроил киоск, и, поскольку я работал с газетой, начал с продажи печатных изданий, но дело не приносило прибыли и пришлось закрыться.
Нынешнее поколение даже не представляет себе время, когда зарплату могли выдавать молоком, хлебом. Владимир прошел и такое, работая в органах соцзащиты. Мысли о своем деле не оставляют его, он решает превратить свой киоск в пельменную, но помещение настолько мало, что санэпидстанция не одобряет проект. Тогда Владимир начинает продавать хлеб.
— Это был мой первый более-менее успешный бизнес, который стал приносить ощутимый доход, который кормил нас в те годы. Именно тогда я понял, какую роль играет реклама. Однажды я увидел проезжающую фуру с кока-колой, пошел пообщаться с водителями. Менеджер, продавая мне несколько упаковок, сказал: «Пока хватит, но дальше, в зиму пойдет по нарастающей». Я еще подумал, кто будет зимой покупать напиток для жары? Оказалось, что многолетняя реклама этого напитка как новогоднего сыграла свою роль и у людей стала ассоциироваться с приходом праздника. И действительно, перед Новым годом продажи были очень хорошими. Это был хороший урок для меня. Мы первыми в поселке стали разливать кока-колу. Около киоска поставили холодильник. И люди могли тут же взять булочку и стакан кока-колы, такой мини–фастфуд у нас получился. После хлеба я стал заниматься пиломатериалами. Мы с партнерами взяли в аренду ДОК и перерабатывали древесину, возили стройматериалы в Черногорск, Абакан, а потом и в Туву. И когда я в первый раз повез пиломатериал в Туву, спускаясь с 9-ки, увидел город в огнях, понял — вот она моя Тува, родная! И все, у меня внутри ёкнуло — надо возвращаться. Это было время бартера, мы возили в Туву лес, отсюда увозили уголь, уголь меняли на сметану, ее везли сюда. Время было зыбкое, техника была вся старая, все ломалось, мы брали в аренду лесовозы — они ломались, переворачивались, пилорама старая, работники безбожно пили. В конце концов, мы закрыли производство, я собрал семью, и мы перебрались назад, в Туву. По сути, начали все с нуля.
Владимир вместе с родственниками занялся общественным питанием. Подвернулось хорошее место в КЦО «Аныяк». Работали все. Женщины стряпали, мужчины развозили выпечку по рынкам и магазинам, закупали продукты, дети тоже были на подхвате.
— Для пищевиков и вообще для тех, кто хотел бы заниматься пищевым производством, я советую — идите в учебные заведения. Для раскрутки, для подъема, для изучения спроса — это лучшее место. Мы кормили детей и делали в то же время продукцию для рынка. Даже с низкими ценами, в школьных столовых есть оборот. И там низкая арендная плата. Когда ты что-то производишь, когда у тебя покупают продукцию, она нравится, и тебе еще говорят «спасибо» — это ни с чем несравнимое чувство. Я не против торговли, мы всегда параллельно занимались ею, но производство — приносит какое-то свое удовлетворение. Мы начали производить пиццу, кормили ею детей и сдавали в магазины. Этикетку разработали сами с указанием всех данных, но сертификата не было. И так случилось, что пиццу мою купили в киоске сотрудники центра сертификации, она им понравилась. Меня вызвали и предложили сертифицировать мою продукцию. Я считаю, что это идеальный подход представителей надзорных органов к бизнесу. До сих пор благодарен сотрудникам центра за помощь, директором в то время работала Чечек Шапошникова, а помогала мне в составлении документации Алла Сайгутина. Так и должно быть, а не как это часто происходит — запретить, зажать! Жалко, что во всех структурах власти все зависит от личности, что нет такого общего положения, чтобы все сотрудники надзорных органов помогали бизнесу, а не ставили палки в колеса. Мы же не враги! Иногда на встречах с сотрудниками надзорных органов слышишь: вы же знали, на что шли, предпринимательство — это риск, и выписывают… штраф 500 тысяч без предупреждения. Это отбивает у малого бизнеса всякую охоту работать дальше. Есть в этих органах много людей, которые хотят именно помочь предпринимателям, предостеречь от ошибок. Жаль, что не все, что нет такого прописанного регламента — поддерживать развитие малого бизнеса, чтобы он рос и давал хорошие доходы не только самим предпринимателям, но и государству в виде налогов.
Семейный бизнес по производству пиццы процветал. Но время шло, росла конкурентная среда. Большие магазины смекнули, что собственное производство дает хорошие доходы и стали производить пиццу и другую выпечку сами. Рынок сбыта сужался, нужно было двигаться дальше и принимать какие-то решения.
— Чтобы создать собственную пиццерию, нужен был примерно миллион. В Фонде поддержки предпринимательства и банках нам отказали: чтобы получить миллион, мы должны были сделать залог на два миллиона. Этот барьер мы не смогли перешагнуть.
Семейное предприятие распалось. Владимир занялся маркетинговыми исследованиями, потом стал выпускать журнал и газету с рекламными предложениями. Постепенно, изучив спрос на те или иные услуги, он пришел к созданию своего предприятия по изготовлению рекламной продукции.
Начинали с производства стендов и вывесок. А в этом отметили свой 10-летний юбилей. С благодарностью Владимир вспоминает о первой государственной поддержке, когда им с партнером-дизайнером выделили место под офис в здании «Бизнес-инкубатора», оборудованное мебелью, компьютерами и интернетом. Для развития нужна была дорогостоящая техника, таких средств у начинающего предпринимателя не было. И через три года деятельности Владимир воспользовался еще одним средством господдержки — компенсацией первого взноса по лизингу.
— Это очень хороший вид поддержки для уже действующих предприятий. Здесь я разделяю политику Министерства экономики, что для начинающих предпринимателей более важны не денежные виды поддержки, а скорее консультационные, информационные. Нужны компенсация за сертификацию продукции или компенсация денежная, но уже по факту приобретения оборудования, потому что на начальном этапе важнее получать бесплатные знания, чем бесплатные деньги.
Несмотря на то, что предприятию Владимира Викторовича уже 10 лет, он считает, что по меркам бизнеса они еще подростки, останавливаться нельзя, нужно постоянно учиться, приобретать новые знания и навыки.
— Учебные семинары, проводимые Министерством экономики республики и Фондом поддержки предпринимателей, очень важны для подъема бизнеса. Например, семинары по экспорту, когда человек вообще ничего не знает и не пробовал продавать свой товар за границей. Такие курсы проводятся у нас бесплатно. Надо пользоваться этими знаниями, этими возможностями.
За плечами Владимира Журавлева большой опыт предпринимательства, взлеты и падения, но он никогда не стоял на месте, не опускал рук, не боялся никакой работы, действовал. Науку ведения собственного дела усваивал методом проб и ошибок.
— Каждый предприниматель должен разбираться в экономике, уметь просчитать все свои шаги, все риски, знать, на чем можно сэкономить. Экономить можно на многом: на налогах, например, не утаивая доходы, а выбирая оптимальный вид налогообложения; на недвижимости — иногда выгоднее арендовать, чем иметь в собственности землю и помещения из-за растущих с каждым годом налоговых ставок; на электроэнергии, приобретая современные светодиодные светильники; на кредитах — если есть возможность взять оборудование или товар в рассрочку, пользуйтесь этой возможностью. Предприниматель должен быть и производственником, и финансистом, и маркетологом одновременно. Как финансист, должен уметь все просчитать; как производственник — отладить все процессы, связанные с подбором сырья и поставщиков, выстраиванием логистики; как маркетолог — представить свой товар лицом: реклама, вывеска, ценники, униформа сотрудников. Но самое главное, предприниматель должен быть сердцем бизнеса. Одно дело все просчитать, отладить процесс, но если в этом не будет души - ничего не выйдет. Нужно все делать с душой, никакие тренинги, консультанты не помогут, если сам предприниматель не станет для своих сотрудников примером отношения к делу. Я брал людей без опыта работы, выпускников техникума предпринимательства, которые ничего не умели. Сейчас это опытные сотрудники, которые умеют общаться с клиентами и сделают все, чтобы они вернулись к нам еще не раз.
Предпринимательство — всегда риск. В современных экономических условиях — особенно, несмотря на государственные механизмы поддержки малого бизнеса — субсидирование и льготы для начинающих предпринимателей, снижение административных барьеров, создание комфортной среды для развития малых предприятий. Но, как говорится, волков бояться - в лес не ходить. Владимир Журвлев рискнул и не жалеет об этом.
Анна ХАДАХАНЭ