Тувинская правда 12+

Бюрократия бессмертна, но очереди можно изжить

26 апреля 2014
1644

В перестроечное время в стране ходил анекдот, лучше любой исторической монографии отражающий быт советского человека. Как-то муж за семейным ужином, видя отсутствие своего престарелого отца за столом, осведомляется у супруги:

— А где наш дедушка?

На, что та ему отвечает:

— Дедушка нынче стоит в очереди за талонами.

— Как? — удивляется муж. — Он ведь вчера за ними стоял!

— Так то он стоял в очереди за талонами на талоны, — простодушно резюмирует супруга.

И смех, и грех, как говорится. Смех, потому как сия побасенка, хоть и с заката «совка» миновало изрядно времени, до сих пор остается довольно актуальной и весьма злободневной. Грех — по той же причине.

Действительно, в наше время, как и в пору Советов, чтобы доказать, что ты не верблюд, а гималайский медведь, надо собрать миллион справок и столько же выписок из различных учреждений. Будь то дело о приватизации или, скажем, оформление кредита, бумажка с печатями, строго оформленными реквизитами и подписанная должностным лицом, является всеобъемлющим гарантом сделки. Бюрократия пронизывает наше общество вдоль и поперек, является фундаментом нашего правосудия, так что стоит резюмировать — без бумажки ты букашка.

Но если бюрократия никуда не делась и не денется никогда, со второй проблемой — очередями, дело приобретает благоприятный оборот. В корне ее в госучреждениях удалось, если не переломить, то хотя бы прогнуть под граждан с появлением портала гос­услуг. Многие государственные органы и службы уже давно имеют свои сайты, на которых гражданин может получить большую часть услуг этих ведомств. Не обошли инновации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. На пресс-конференции, состоявшейся в управлении Россреестра по РТ, его руководитель Светлана Тулуш заметила, что в последнее время, по ее мнению, удалось наладить взаимоотношения с населением региона.

— Об этом говорит то, что у нас постоянно растет количество регистрационных действий, — отмечает она. — Ежегодно увеличивается и количество обратившихся к нам граждан.

Согласно официальным данным Росреестра, в 2013 году на государственную регистрацию прав собственности и иных вещных прав в Управлении Росреестра по РТ поступило 84180 заявлений от физических и юридических лиц, что намного превышает прошлогодний показатель. В 2012 году их было 76527.

— Это говорит еще и о востребованности в среде граждан нашего электронного портала — продолжает Тулуш, — ведь увеличения числа обратившихся к нам во многом растет за счет обращений через Интернет.

Так, сейчас гражданин, не выходя из дома, может не только записаться на прием к специалисту Росреестра, но и, например, получить справочную информацию по объекту недвижимости. Помимо этого, глядя не на хмурые лица в бесконечной очереди, а на яркие пиксели компьютерного монитора, можно запросить сведения ГКН или из ЕГРП, подать заявление о постановке на кадастровый учет и, что важно, в режиме онлайн осведомиться о состоянии своего запроса. Двигая лишь мышкой и кликая клавишами, можно посмотреть публичную кадастровую карту или же по­сетить интернет-приемную, оценить работу Росреестра. Есть возможность, не вставая со стула, через Сеть изучить в подробностях определения кадастровой стоимо­сти объектов недвижимости по РТ.

К позитивным сдвигам работы Росреестра можно отнести не только достижения службы, так сказать, «по ту сторону монитора», но и, выражаясь языком интернет-сообщества, IRL, то есть в физической реальности. Например, увеличение числа окон, в которых оказываются услуги службы в многофункциональных центрах, что непременно должно изрядно сократить длину очередей. К слову, ранее многофункциональный центр имелся лишь в Кызыле — один на всю республику, теперь же его аналог открылся в другом городке региона — Ак-Довураке.

Присутствующий на пресс-конференции директор филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по РТ» Леонид Дамдын добавил, что в списке услуг палаты появилась новая, правда, платная услуга — выезд специалиста к заявителю для принятия или выдачи документов на все услуги Росреестра. Чтобы не стоять в очереди, физическому лицу достаточно заплатить 1000 рублей за один пакет документов. Цена услуги для юридических лиц чуть выше — 1500 рублей. Опять же, к слову, помимо платных выездов, специалисты палаты безвозмездно посещают труднодоступные районы республики для оказания услуг живущим там гражданам.

Руководитель управления Росреестра призывает граждан активнее пользоваться цифровыми услугами государственных органов, в том числе и федеральной кадастровой службы. Это, как замечает она, упрощает работу, во-первых, самим гражданам, а во-вторых, специалистам ведомства, что более чем актуально в условиях постоянного сокращения штатных единиц службы, парадоксально идущих бок о бок с возрастающим объемом работ службы.

В конце стоит отметить, что государственными органами ведется борьба и с той самой бюрократией. Например, руководитель управления Россреестра рассказала, что служба активно сокращает число дней, необходимых на оформление документов. Так, если раньше на регистрацию действий отводилось тридцать дней, то теперь этот срок со­кращен до 18. Тенденция сохранится вплоть до 2018 года, когда срок регистрации действий составит всего лишь семь рабочих дней.

— При этом различные категории дел регистрируются в сокращенные сроки, — добавляет Светлана Тулуш. — Например, регистрация ипотеки или материнского капитала, вместе составляющие половину всех дел, регистрируются в пятидневный срок.

Стоит отметить, что благодаря совершенствованию учетно-регистрационной системы в сфере недвижимости значительно улучшились позиции России в рейтинге Doing Business. По показателям «регистрация собственности» Россия поднялась на 29 позиций в сравнении с предыдущим рейтингом и занимает теперь 46 место.

Антон ПОСОХИН

asdf asdf asdf