В канун Дня энергетика мы взяли интервью у молодого инженера, работающего в ГУПе РТ «ТЭК-4», занимающегося содержанием самых сложных участков тувинской теплоэнергетики, с большим износом, три из которых строились еще в середине прошлого века.
— Как вы пришли в профессию инженера? Почему вообще выбрали для себя такую специализацию? Есть расхожее мнение, что на технических специальностях учиться куда сложнее, чем на гуманитарных? Многие поэтому не идут в технические вузы или на факультеты.
— Мой отец Иван Идам-Сюрюн был инженером. В свое время закончил Красноярский государственный сельскохозяйственный институт. Когда в старших классах передо мной встал вопрос о выборе профессии, он посоветовал попробовать себя на стезе инженера. Я и сам подумывал об этом. В общем, решил идти по стопам отца. После школы в 2001 году поступил в Красноярский государственный технический университет на факультет теплоэнергетики, который закончил в 2006 году. Сразу же устроился на работу на Ак-Довуракскую ТЭЦ, где за 10 лет прошел путь от мастера котельного цеха до главного инженера предприятия. А с 2016 года перешел на работу в ГУП РТ «УК ТЭК4», также в качестве главного инженера. ГУП РТ «УК ТЭК4» был создан, чтобы курировать четыре крупные котельные в Туве — в Ак-Довураке, Шагонаре, Чаа-Холе и Хову-Аксы.
— То есть получается, в вашем ведении самые проблемные предприятия в теплоэнергетическом комплексе республики.
— Конечно, износ оборудования котельных ТЭК4 очень высок. Все они, за исключением Хову-Аксынской, запускались уже очень давно — в середине прошлого века. Инциденты случаются. Были в прошлом году, не обошлось и в этом. Но проводимые при поддержке правительства Тувы ежегодные плановые ремонтные мероприятия позволяют проходить зимний отопительный период с минимальными рисками, даже с учетом износа оборудования.
— Я к тому это спросил, что инженером-теплоэнергетиком в Туве работать сложно. Это большая ответственность.
— Это очень большая ответственность. От нас зависит многое.
— Что вам больше всего нравится в профессии?
— То, что я могу делать осязаемое. Допустим, когда смотришь на чертеж, для многих все, что на нем изображено, кажется какими-то абстрактными черточками. Для меня же это уже работающий механизм. Если, допустим, происходят нештатные ситуации или инциденты, по схемам можно быстро сориентироваться, вычислить слабые места, определить, как устранить проблему. И вообще, работать с оборудованием, которое функционирует под большим давлением, в режиме высоких температур, — настоящее мужское дело. Тем более когда понимаешь, насколько важен твой труд для тысяч земляков. Это, еще раз подчеркну, большая ответственность. Здесь нельзя ошибаться.
— Есть такое расхожее мнение, что инженеры в Туве, это некая каста, где в основном работают русские. Вообще есть у таких тезисов основания? Вот вы, тувинец, успешный инженер.
— Инженерами работают люди с техническим складом ума, а такие есть и среди русских, и среди тувинцев. Если человек хочет быть инженером, если ему нравится то, чем он занимается, у него все получится, и не важно, какой он национальности. Дискриминации здесь нет.
Антон ПОСОХИН