Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Без ложки кушать мёд неловко

30 апреля 2019
744

Угольная отрасль Тувы в настоящий момент развивается в некой тесноте, следует из небольшого отчета республиканского минэкономики, который получила газета. Отсутствие железнодорожного сообщения тормозит промышленность, накладывает отпечаток на рост объемов добычи, увеличивает себестоимость тувинского угля на российском и мировом рынках и т.д. В отчете прямо сказано, что «увеличение добычи угля для компаний нецелесообразно», как раз потому что его поставки за Саяны налажены автомобильным транспортом. Если рассмотреть перспективы прогноза ведомства на тот период, когда у Тувы появится железная дорога, становится очевидно, что «стесненность» угольной отрасли также прямо влияет на наполняемость регионального бюджета.

Согласно отчету минэкономики Тувы, после выхода угледобывающих предприятий Тувы на проектную мощность ежегодные налоговые поступления в республиканский бюджет должны составить более 2 млрд. рублей. Сколько сегодня приносит угольная отрасль прямых доходов в бюджет, газете выяснить не удалось. В минфине Тувы натуральные цифры по налогам игроков угольной отрасли республики назвали коммерческой тайной. Однако в настоящий момент местные угледобытчики не охотно и даже с опаской увеличивают объемы добычи, которые сейчас составляют менее четвертой части от потенциально возможных.

К примеру, в 2017 году флагманское на сегодня угледобывающее предприятие Тувы ООО «УК «Межегейуголь» — струк- тура дивизиона «Уголь» «ЕВРАЗ» добыло 880,8 тыс. тонн угля. По итогам 2018 года компания отчиталась об 1086,1 тыс. тонн добытого «кокса».

Помимо структуры «ЕВРАЗ» в Туве активны еще две угледобывающие компании: ООО «Тувинская горнорудная компания» (ТГРК), АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК). У них показатели, согласно отчету, еще скромнее. ТГРК в 2017 и 2018 годах добыла 532,5 тыс. тонн и 656 тыс. тонн, соответственно. А у ТЭПК так вообще в минэкономики констатируют снижение объемов добычи. В 2017 году корпорацией было добыто 73,7 тыс. тонн «черного топлива». В 2018 году ТЭПК осилил лишь 24 тыс. тонн.

Вести себя осторожно с увеличением объемов добычи у игроков угольной отрасли Тувы основания имеются. Согласно тому же отчету минэкономики, увеличение добычи угля для компаний нецелесообразно из-за невозможности вывоза больших объемов добытого автомобильным транспортом. Прежде всего, в случае вывоза груза в пределах 10–15 млн. тонн автомобильная дорога Р-257 «Енисей» будет загружена автотранспортом с углем. Такая вот, видимо, пробка протяженностью в 400 километров образуется. От самих месторождений, где ведется добыча, и до отгрузочных складов ЖД станции в Абакане. Именно такое автомобильное транспортное плечо должен преодолеть тувинский уголь, чтобы быть погруженным в вагоны: угольный разрез — автотранспорт — отгрузочные склады — жд станция г. Абакана — потребитель — 400 км.

Из этого также берет начало удорожание себестоимости тувинского угля на рынке за Саянами. Причем, довольно существенное — 39 процентов. Сократить транспортное плечо в четыре сотни километров, а следовательно и уменьшить себестоимость нашего угля, позволит строительство в Туву железной дороги, реализация проекта которой наконец-то сдвинулась с мертвой точки в конце марта — начале апреля, после совещания на уровне председателя правительства России Дмитрия Медведева.

Логистика поставок увинского угля на засаянкий рынок после введения в эксплуатацию ЖД-ветки в Туву, приведенная в отчете минэкономики, выглядит так: угольный разрез — автотранспорт — жд станция г. Кызыла — до 30 км.

В минэкономики прогнозируют, что увеличиение объемо добычи угля компаниями работаютщими в Туве будет существенным, после реализации железнодорожного проекта. Причем, не на несколько тысяч тонн, а на несколько порядков. Потенциально, согласно отчету, тот же «Межегейуголь» сможет увеличить добычу на своем предприятии до 6,2 млн. тонн. Аналогичный рост должен произойти по двум другими активным угледобытчикам региона. ТГРК способен увеличить добычу до 2 млн. тонн, а ТЭПК — до 15 млн. тонн.

Кстати, что касается ТЭПК, именно она выступает заказчиком строительства железной дороги в Туву, а свою угледобычу корпорация изначально привязывала к «Кызыл — Курагино».

Важно, и то, что при наличии железной дороги в Туву может вновь развернуть свою деятельность еще один инвестор — подразделение ПАО «Северсталь» ООО «Улугхем-Уголь», которое обладает лицензией на добычу каменного угля участка «Центральный» западной части Улуг-Хемского угольного бассейна. После того, как возникла неопределенность в реализации проекта «Кызыл — Курагино», сроки лицензии этой компании были пересмотрены в сторону увеличения. Реализация «тувинского» проекта «Северстали» также жестко привязана к строительству железной дороги…

На первый взгляд, кажется, что 2 млрд. рублей для региона деньги небольшие. Но если учесть проекты социальной напраленности, реализация которых возможна за федеральный счет, но требует софинансирования с региональным бюджетом, становится очевидным, что эти 2 млрд. могут стать мощным рычагом для привлечения в Туву дополниетльных денег. Возьмем, например, строительсво школы в Южном микрорайоне Кызыла на 825 мест. Учебное заведение строится в рамках государственной программы «Развитие образования и науки на 2014–2025 годы». Сумма госконтракта, как сообщили нам в Гостройзаказе, составляет 497 миллионов рублей. Большая часть — федеральные средства. И лишь 5 процентов — софинансирование из ресбюджета. Подобных проектов еще много.

К тому же, появление железнодорожного сообщения сделает Туву привлекательным для других инвесторов. Эксперт в инвестиционной политики, старший научный сотрудник ТИКОПРа, к.э.н. Валерий Ооржак как-то отмечал, что, рассматривая возможность захода в регион, инвестор, в первую очердь, обращает внимание на наличие у региона выхода к морю, затем — на железнодорожное сообщение и суммарную пропускную способность путей сообщения. Морских портов у Тувы, понятно, нет. И нет пока железнодорожного сообщения. А пропускная способность существующего сегодня основного транспортного коридора, как следует из отчета минэкономики, оставляет желать лучшего. Явно, что если нашлись капиталы, которые зашли в регион без железной дороги, польстившись полезными искоапемыми в недрах Тувы, найдется куда больше инвесторов, готовых вложиться в разработку «таблицы Менделеева» у нас под ногами, при наличии железнодорожного сообщения…

Месяц назад на том самом московском совещании под председательством Медведева глава Тувы Шолбан Кара-оол обозначил два пункта, которые мешают Туве развиваться — из-за которых наш региона волочится в рейтинге социально-экономического развития в последних рядах. Неразвитая энергетика и транспорт. По его словам, Туве необходима помощь федерации в создании равных условий с другими регинами. Прозвучит банально, но большая часть регионов России имеют железнодорожную связь. В некоторых из них она является катализатором развития уже более двух столетий. А у нас ее нет. Отсюда и отставание, что хорошо демонстрирует нынешнее состояния угольной отрасли. Вроде и мед есть, и есть тот, которые готов его отведать, а нормальной ложки нет.

Антон ПОСОХИН