Тувинская правда 12+

«Белая мгла» Ойского перевала

15 ноября 2016
1953

Выражение «снег на голову» для республики в этом году приобрело прямое значение. Только за один День народного единства в Кызыле снега нападало столько, что муниципальные службы уже две недели не могут с ним совладать. А вот подрядчики Упрдор М-54 «Енисей», обслуживающие федеральную магистраль, с такими снегопадами сталкиваются ежегодно. На Ойском перевале припорашивать дорогу начинает уже в сентябре, а в октябре «белая мгла», как здесь называют метель, может продолжаться несколько дней кряду — отпустит на пару часов, и опять метет.

— Ого, сколько мяса! — заметила одна моя коллега, заходя в столовую базы ООО «Восток», обслуживающей участок М-54 «Туран» с 775 по 625 километр, кивая на здоровенную, уже разделанную тушу коровы, лежащую в прихожей здания.

— С нашими мужчинами это немного, — ответила ей заправляющая всем в столовой главный повар Любовь Тарасенко. — Работа у них тяжелая, поэтому кормить их нужно много, вкусно и сытно; тут — это главное. Только первого на обед варим 250 литров.

База ООО «Восток», что располагается на подъездах к Турану, оказалась первой, которую мы посетили в рамках пресс-тура, организованного «упрдоровцами». Зима в этом году даже для них пришла раньше положенного, однако врасплох не застала — слишком важным для региона инфраструктурным объектом является трасса М-54, и республика, особенно зимой, крайне чувствительно реагирует на все изменения на этой магистрали. Если в сводках значится снегопад или метель, промышленники Тувы, ритейлеры и пассажироперевозчики начинают подсчитывать возможные издержки.

— Только тоннажных грузовиков на участке дороги «Кызыл — Абакан» в обоих направлениях в сутки курсирует около тысячи, — замечает главный инженер ФКУ Упрдор М-54 «Енисей» Сергей Квашин. — Из Тувы в основном вывозят уголь и руду, а к нам везут стройматериалы и продовольствие. Работы здесь хватает всегда независимо от сезона, что летом, что зимой. Сейчас здесь вахтовым методом работает около 50 человек. Летом, конечно же, больше.

Выехав из Кызыла в районе девяти утра, в половине одиннадцатого, немного не доезжая Турана, мы свернули с трассы туда, где с дороги, сквозь насыщенный изморозью воздух, нечетко виднелись очертания конструкций, оказавшихся элементами асфальтово-бетонного завода и дробильного комплекса для производства щебня. Асфальтово-бетонный завод был переброшен сюда из Шуурмака, где его мощности до недавнего времени обеспечивали нужды строительства километров М-54 в сторону Эрзина и далее почти до границы.

— Несмотря на мобильность установки по производству асфальта, которую легко можно разобрать, перевезти и собрать на новом месте, ее мощностей хватает для производства 300–500 тонн щебеночно-мастичной смеси, которая сейчас для ремонта М-54 используется повсеместно, — рассказывает Олег Дроздов, механик участка «Туран» ООО «Восток». — В производстве ЩМА на этом заводе используется специальная стабилизирующая добавка Topcel — гранулированный материл, более чем на 90 процентов состоящий из целлюлозного волокна — бумаги, по простому.

По его словам, Topcel «позволяет избежать стекания большого количества вяжущего». Короче, добавка держит асфальт «в тонусе».

Строительный сезон в республике с приходом зимы закончился, и вместе с ним завершились ремонтные работы на дороге. Нужды в асфальте сейчас нет, и завод остановлен до лета. Зато дробилка работает. Щебень заготавливают к лету на асфальт, а часть его идет на подсыпку проезжей части. В настоящий момент рабочие базы в основном и занимаются тем, что чистят магистраль от снега, подсыпают ее, — в этом плане сегодня для них самое горячее время.

— Нам, дорожникам, зимой когда хорошо? Когда всем остальным плохо, — со смехом заметил Сергей Иванович, когда мы покинули базу «Востока» около Турана и вновь оказались на шоссе, которое медленно, друг за другом по разной траектории, дабы охватить всю ширину проезжей части, скребли отвалами грейдер и трактор «Беларусь», счищая уже успевшую появиться на дороге ледяную корку. — В сравнительно теплый зимний день, если начинается снегопад, снег влажный, быстро слипается и образует накат на дороге.

Накат в такой день может образоваться уже через два-три часа, а значит каждые два-три часа проезжую часть нужно чистить. Хлопот много. В холодный же день, какими бы ни были осадки, снег идет сухой и рассыпчатый. О таком может позаботиться и ветер, легко сдувающий его с дороги. Единственное, за чем тогда приходится следить, — дорожные ограждения из криволинейного бруса, на которые, особенно на поворотах дороги, ветер и любит сдувать сухой снег, иной раз образуя внушительные сугробы на обочинах.

Участок М-54 «Туран» обслуживает пять «КамАЗов» КДМ (комбинированная дорожная машина), два автогрейдера и около трех тракторов, оборудованных отвалами.

— Пока хватает, справляем- ся, — комментирует Дроздов. — Но в случае необходимости «Восток» перебросит сюда еще техники.

Упрдор М-54 «Енисей» заключил пять контрактов на обслуживание федеральной трассы, три из которых с «Востоком». Дорогу за Минусинском обслуживает ДРСУ-10, а с 930 по 1077 кило- метр — компания «Дороги Тувы». Базы подрядчиков управления раскиданы по всей протяженности трассы, и самая крупная из них — на Ойском перевале, в ведении которой находится участок в 80 километров, пятнадцать из которых сами рабочие называют «арктикой».

Погода на М-54 меняется чрезвычайно быстро. Редкие кружащиеся снежинки, которые срывает ветер с укутанных снегом сосен, нависающих над магистралью, в один миг сменяются обильным снегопадом. И чем выше дорога поднимается в горы, чем ближе подъезжаешь к «полке», тем чаще становятся такие перемены.

Наш автомобиль резво бежал по магистрали, приближаясь к Ойскому перевалу, лишь кое-где притормаживая: несмотря на усилия подрядчиков, все же встречались участки с накатом. Поворот, и джип оказался со всех сторон окруженным «белой мглой». Из-за метели видимость сократилась до трех метров, и если бы ни огни фар встречных автомобилей, о них можно было бы только догадываться. Машина поползла в снегу, покрывшем дорогу приличным слоем. По просьбе фотографов мы остановились, чтобы они могли сделать пару кадров, и вышли из авто. Ветер был вроде бы и не сильный, но пронизывающий насквозь. Не спасала даже толстая подпушка арктической куртки. Хлопья же снега, подгоняемые ветром, быстро облепляли лицо, одежду, объективы фото и видеокамер, мешали дыханию.

— Полностью убрать снег в такую погоду не получится; сейчас идет патрульная чистка, — прокомментировал Квашин, указывая на едва виднеющийся сквозь снежную пелену шнекороторный снегоочиститель, работающий в месте нашей остановки. Машина, быстро проезжая по дороге, «пастью» шнекоротора захватывала снег, скопившийся сугробами на обочине, и струей через желоб отбрасывала его на добрые пять метров прочь от трассы. Это своего рода «тяжелая артиллерия», которую выпускают на дорогу в такие снегопады, когда даже от армии грейдеров толку не будет.

Таких машин на Ойском перевале две, и к ним, по признанию дежурного мастера участка Андрея Бахтина, приходится прибегать, уже начиная с середины осени. Снег на этом участке выпадает уже в сентябре, а в октябре снегопады идут регулярно. Метель, в которую мы попали, по словам Бахтина, дело тут обычное, и длиться она может несколько дней подряд.

— Отпустит на пару часов, а потом соберется с силой и ударит снова, да еще сильнее прежне- го, — комментирует он. — Тогда только патрулируем участок, чтобы уменьшить снежный покров насколько это возможно, а к основательной уборке приступаем уже, когда распогодится.

Тем не менее движение за последнее время останавливать ни разу не приходилось. На случай, если автомобилистам ехать становится совсем невмоготу, в столовой базы оборудована комната отдыха с кроватями. Здесь же можно выпить чаю, подкрепить силы горячим.

Осадков на Ойском перевале выпадало всегда много. Только в этом году с начала сезона навалило уже более метра снега. Вагончики вахтового поселка, где живут рабочие и располагаются конторы, деревянные избушонки — все просто утонуло в снегу.

— В прошлом году я здесь не работал, но мне рассказывали, что за зиму на подсыпку участка ушло более 3 тыс. кубов щебня, — добавляет Андрей Бахтин. — Восьмидесятикилометровый Ойский участок федеральной дороги зимой, помимо снегоочистителей, обслуживают 3 КДМ, два тяжелых грейдера, погрузчики.

Несмотря на то, что за дорогой следят крайне щепетильно — даже песко-солевая смесь, которой проезжую часть подсыпают, пока температуры не стали совсем экстремальными, прежде чем быть погруженной в КДМ, проходит экспертизу на соответствие, — аварийных ситуаций на дороге избежать полностью, не получается. Возвращаясь назад в глубоких сумерках, недалеко от Кызыла мы наткнулись на бензовоз, слетевший с проезжей части в кювет. Сам импортный тягач оставался на проезжей части, перегородив поперек одну ее полосу, а вот прицеп с цистерной занесло. Водитель, не выбирая выражений, «обувал» на колеса машины цепи. Два грузовика подсыпали дорожное полотно песком, дабы помочь тягачу вытащить цистерну из кювета. По словам промерзшего на ветру шофера, ни он сам, ни машина, ни товар не пострадали.

— Участок скользкий попал- ся, я без цепей ехал, оттого и слетел, — признался он.

Как потом рассказали в Упрдоре, бензовоз благополучно доехал до места назначения. Но Сергей Квашин еще в начале пресс-тура на вопрос о том, стало ли меньше аварий на М-54 после того, как ее стали приводить в соответствии с с федеральным статусом, определенно ответил, что аварийных ситуаций на магистрале стало больше.

— Чем лучше дорога, тем больше на ней происходит аварий, — объяснил он. — По плохой дороге не разгонишься, а по хорошей так и тянет еще чуть-чуть поддать газу. На сколько это возможно, безопасность на федеральной магистрали мы обеспечиваем, но аварийность на дороге по большей части зависит от самих водителей.

Антон ПОСОХИН

asdf asdf asdf