ХЕРТЕК ТОЙБУХАА — ДРУГ НАШЕЙ СЕМЬИ
Когда он появлялся в Кызыле, не забывал посетить нашу квартиру, нашу интернациональную семью. Жена моя Лариса Петровна Четверикова любезно преподносила ему чашку чая, с молоком и солью, сваренного старинным тувинским способом. Хертек Тойбухаа для меня был чудесным информатором, а для моей жены замечательным собеседником. Она, как талантливая журналистка, расспрашивала его о жизни и делах чабанов и сельских тружеников. Он, как ветеринар, на её вопросы отвечал очень доходчиво, пробуя русскую запеканку.
Тувинский чай и русская запеканка ему очень понравились. Как сельский интеллигент, он вытирал со лба бисеринки пота шёлковым носовым платком с тувинским орнаментом.
Благодаря ему я записывал самые разные материалы то мифического содержания, то реалистической действительности.
Я духовно богат от того, что великий мастер Хертек Тойбухаа был другом моей семьи и добрым дядей для моих дочерей!
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ ХЕРТЕКА ТОЙБУХАА
На старости лет человек становится склонным к сравнению, так говорят. Может быть, я ошибаюсь, детство Хертека Коштайовича Тойбухаа с позиции практики похожа на детство Алексея Максимовича Горького. Он не окончил ни школу, ни училище, ни институт, ни университет и учился разному кратковременно.
Родился Хертек Тойбухаа в семье скотовода и охотника 1 января 1917 года, в год Змеи в местности Хонделен Барун-Хемчикского кожууна. Его отец Коштай заметил, что сын был очень сообразительным и отличался от своих пяти братьев и трёх сестёр, и сам лично проводил его в буддийский храм, что тогда находился в местности Кооп-Соок на территории Бай-Тайгинского кожууна. Мечта была высокая, и отец думал, что сын, успешно окончив начальную школу буддийского храма, дойдёт до страны жёлтой религии — Тибета, в городе Лхасе станет камбы — академиком.
В буддийском храме дисциплина была ужасная. Любой взрослый хуурак-послушник жестоко будил мальчика, сначала взяв его за уши и затем грубо подняв спящего малыша с постели. Другой хуурак, проходя мимо него, кулаком бил в затылок. Третий хуурак во время обеда отобрал у него тарелку с кашей. Маленький Тойбухаа, так рано потерявший мать, не выдержал унижения и сбежал из буддийского храма, где он очарованно смотрел на красочные портреты богов. Итак, умерла мечта отца.
Учёба была у него разной и кратковременной. Первым учителем у него стал Догбал Хертек, который в 1930 году научил тринадцатилетнего мальчика читать и писать. Он тогда по тополиной коре и также по дереву вырезал фигуры козлят и ягнят. Он был то табунщиком, то рыбаком, то охотником. Однажды он привёз чонар-даш, по-русски агальматолит, который нашёл у горы Сарыг-Хая на территории Бай-Тайгинского кожууна. Открытие местонахождения агальматолита по праву принадлежит талантливому юноше.
Весной 1933 года Хертек Тойбухаа с группой молодых ребят впервые приехал в столицу, город Кызыл, на коне, пробыв в пути от села Кызыл-Мажалыка 7 дней и 7 ночей. Здесь он окончил годичные курсы столяров. Его поздравил за успехи в учёбе и проводил домой мастер-учитель Чизепей Оюн. Вернувшись, молодой столяр работал на строительстве новой школы в селе Кызыл-Мажалыке.
В 17 лет он по заказу правительства Тувинской Народной Республики сделал 15 шахматных и 15 шашечных комплектов, вырезанных из агальматолита. Он сам творил чёрную и белую краску для каждой доски, сделанной своими руками.
В 1936 году он окончил месячные курсы ветеринарных фельдшеров и затем шесть лет проработал ветфельдшером в сумоне Кооп-Соок.
Второй раз Хертек Тойбухаа приехал в Кызыл в 1941 году и блистательно окончил годичные курсы ветфельдшеров. До 1952 года работал заведующим ветпунктом в селе Шуй и был членом комиссии по созданию овцеводческих ферм.
С 1953 года он работал в селе Кооп-Соок стекольщиком, столяром, кузнецом, заведовал молочно-товарной фермой колхоза «Победа» и даже был председателем Кызыл-Дагского сельсовета в 1966–1969 годах. Особо следует отметить, что в 1959 году он окончил на Госплемстанции месячные курсы и работал профессионально техником-осеменатором.
Где бы ни жил и кем бы ни трудился, Хертек Тойбухаа работал резчиком по камню, и с 1968 года он стал профессиональным художником.
Хертек Коштайович Тойбухаа явился одним из организаторов Союза художников Тувинской АССР, который был создан 29 марта 1965 года на первом учредительном съезде мастеров прикладного искусства.
Мудрый и дальновидный мастер Хертек Тойбухаа в 1957 году создал кружок юных резчиков в родном селе Кызыл-Даге.
Недаром волшебная мастерица Раиса Аракча сказала: «Он — мой учитель и наставник!»
Думаю, что трудовая жизнь и творческая работа Хертека Тойбухаа будет Школой трудолюбия и мастерства для подрастающего поколения!
Его сын и талантливый ученик Дондук Хертекович Дойбухаа родился тоже 1 января в 1945 году и пошёл по тропинке отца-охотника и отца-резчика. Он — народный художник России, заслуженный художник Российской Федерации, обладатель медали «За трудовое отличие», лауреат Государственной премии России в области изобразительного искусства, лауреат Государственной премии Республики Тува в области архитектуры и руководитель-автор сооружения на площади Арата города Кызыла символа страны скотоводов — прекрасного ансамбля-фонтана перед белым зданием Дома Правительства Тувы.
В жизни любого художника бывает вершина признания. В 1972 году за создание высокохудожественных произведений из агальматолита Хертеку Коштайовичу Тойбухаа присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина.
Ещё в 1963 году ему было присвоено звание заслуженного работника культуры Тувинской АССР, в 1970 году — почётное звание заслуженного художника РСФСР.
У него имеются такие награды, как почётные грамоты и дипломы Совета Министров Тувинской АССР, всесоюзных выставкомов, министерств культуры Тувинской АССР и РСФСР, Большая серебряная медаль ВДНХ СССР 1968 года, Бронзовая медаль ВДНХ СССР 1980 года и юбилейная медаль в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.
О творчестве Хертека Коштайовича Тойбухаа написано большое количество работ. Я лично о нём написал два очерка: «Тойбухаа, тувинский камнерез» и «Певец каменного фольклора».
Мне посчастливилось быть автором каталога всех работ Хертека Коштайовича Тойбухаа. В фондах Тувинского национального музея имеется более 100 произведений этого великого мастера-резчика. Надеюсь, когда наши молодые искусствоведы будут с ними работать, тогда они вспомнят меня, с каким Человеком я дружил и собирал его скульптурные творения.
Собрать экспонаты — это исключительно трудная работа, требующая большого такта и умения вести беседу с владельцем предмета.
Хертек Коштайович Тойбухаа скончался в 64 года после операции в Москве. Его могила находится на сельском родовом кладбище за родным селом Кызыл-Дагом.
Его слава давно перешагнула за пределы высоких Саян. Его работы хранятся в фондах музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска и также зарубежных стран — Канады, Швеции, Японии, Италии! Благодарю судьбу, что я был свидетелем творческого взлёта легендарного резчика прикладного искусства моего тувинского народа!
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ХЕРТЕКА ТОЙБУХАА
В мире малой пластики тувинского камнерезного искусства рождается большая скульптура, доказательством чего является «Хоочун те», по-русски «Старец козерог». Приведу маленький отрывок из своей работы «Тойбухаа, тувинский камнерез», который будет рассказывать о находке нужного материала, о мучительном процессе работы над созданием «Старца козерога»:
«…хотелось бы коснуться вопроса о творческом методе Тойбухаа, о его творческом процессе.
Слова мастера о себе — это открытие его творческой лаборатории. О своём творческом методе Хертек Тойбухаа говорит так: «Мой рабочий ножик прикасается к камню только тогда, когда в голове у меня уже сложился образ коня или зверя, когда ясно ощущаю их физическую красоту и хитрые повадки».
«Я охотник, часто поднимаюсь на вечно снежную вершину Бай-Тайги, где пасётся стадо козерогов. Посещение скалистых вершин во мне рождает новые мысли. Так возник сюжет «Старца козерога» (камень, 1971 г.)», — признаётся резчик. Суровый пейзаж родных гор, встреча с редкими животными воодушевляют мастера. Его работа «Старец козерог», самая крупная по величине, рождена общением с природой. В мыслях сначала возник образ козерога, однако резчик долго не мог найти подходящего материала для создания скульптуры в крупном масштабе.
Мне посчастливилось быть свидетелем всего процесса творческой работы Хертека Тойбухаа над созданием скульптуры «Старец козерог». Это было поздним летом 1970 года, и я видел, как молчаливый человек ходил по левому берегу Улуг-Хема — Великой реки, так называют тувинцы Енисей. Через пять дней я видел его с молотком в руках возле серого гранита. Тот камень, который не мог найти в горах или около рек родного Кызыл-Дага, мастер нашёл в нашей столице.
Резчик немедленно приступил к работе. Во время нее он забывал обедать, много курил и подолгу в задумчивости сидел возле камня. Дней через девять он попросил меня найти транспорт. Я помог мастеру привезти камень весом свыше тонны на территорию тувинского музея. Во дворе музея скульптор проработал ещё две недели стамеской и особым молотком, которые получил в подарок от московских мастеров-камнерезов, в то время они сооружали памятник В. И. Ленину на главной площади Кызыла.
Как известно, на территории Тувы сохранились редкие животные: архар — горная дикая овца, архар кошкары — горный дикий баран, чээрен или дзерен — степной дикий козёл, оона — степная дикая коза, те — горный дикий козерог, чунгма — горная дикая коза. Они не сбрасывают рогов ежегодно, как, например, марал, лось и олень. Эту особенность диких животных с детства хорошо знал Хертек Тойбухаа, хотел показать её в новой работе. Однако это ему удалось не сразу.
Упорство художника-резчика преодолевает большие трудности. Мастер самолётом увёз первоначальный вариант «Старца козерога» домой, в далёкий посёлок Кызыл-Даг, где ему, как он сам говорил, всегда вдохновенно работалось. Весной 1971 года он, снова самолётом преодолев 300 километров воздушной дороги, привёз незаконченную ещё скульптуру в город Кызыл. Опять работал над давно найденным образом красавца-зверя во дворе тувинского музея, заканчивал шлифовку скульптуры. Казалось бы, работа готова.
Настал день, когда должна была смотреть её приёмная комиссия. Вдруг резчик просит продлить ему срок работы. В отличие от других наших мастеров-камнерезов, Хертек Тойбухаа не любит использовать в скульптурах декоративную орнаментацию. Однако при создании могучих рогов «Старца козерога» применил причудливые «кольца-зубчики», чтобы показать нарезы рогов, число которых увеличивается ежегодно: по словам тувинских охотников, по ним определяется возраст козерога. Первоначально рога были похожи на серп молодой луны, а в законченном варианте — совсем другое: по двенадцать нарезов на горбатых хребтах могучих рогов, словно зубчатые вершины снежной горы Чараш-Даш, где водится стадо горных козлов. Для резчика такое, казалось бы, несложное гранение имело важное значение.
Такова история создания фигуры козерога, который лежит на камне и спокойно отдыхает, великолепный в своём зрелом возрасте, с замечательной бородой, хитрой мордочкой и лукавым взглядом… Вот как работал камнерез — упорно, требовательно и тщательно! — над одной фигурой козерога.»
«МАРАЛУХА С МАРАЛЁНКОМ» ХЕРТЕКА ТОЙБУХАА
И по-тувински, и по-русски эту работу мастера называли слишком вольно: «Косуля с детёнышем», «Лань с малышом». Авторское название: «Ооддуг мыйгак», дословно «Маралуха с маралёнком» (агальматолит, 1963 г.).
Вкратце изложу свой взгляд на творчество Хертека Тойбухаа — мастера сложной композиции.
Хертек Тойбухаа — охотник, мой отец — охотник, и я тоже был маленьким охотником и с детства наблюдал поведение зверей, в том числе дикой маралухи с младенцем. Автор-художник, видать, был на охоте в тайге. Перед ним появилась красавица-маралуха с маралёнком.
Есть тувинское изречение: звериное чутьё. От неожиданного звука вздрогнув, маралуха чутко стоит, вытянув шею и бдительно приподняв голову, напряжённо поводит острыми ушами. Она чувствует опасность, и если ещё раз раздастся таинственный звук — она в один миг скроется с милым малышом в лесной чаще. Маралёнок же, припавший на передние ноги, абсолютно не догадываясь о приближающейся опасности, продолжает невозмутимо сосать полное вымя матери. Мягкость форм и линий соответствует лирическому мотиву сложной композиции.
Тувинское изречение говорит: «Солн- це — одно. Мать — одна!»
«Маралуха с маралёнком» — это завещание мастера-резчика: любите жизнь, охраняйте природу и защищайте детей!
На основе работы Хертека Тойбухаа «Маралуха с маралёнком» создана монументальная скульптура на правой стороне Енисея у дороги Кызыл — Абакан.
ВОСПОМИНАНИЕ О БЕЛОЙ ЮРТЕ
Помню, весной 1969 года Хертек Коштайович Тойбухаа за чаепитием сказал:
— У вас в зале Тувинской Народной Республики есть раздел «Тоджа. Тоджинцы-оленеводы», где показывается в натуральную величину шалаш оленеводов. Это очень хорошо. Я думаю, что в зале Советской Тувы должна быть Белая юрта тувинцев-скотоводов. Если дирекция вашего музея примет моё предложение, то, как я надеюсь, народные мастера села Кызыл-Дага сотворят Белую юрту. Они меня уважают, и дело будет сделано. Об этом я сказал нашему директору, и моё предложение было принято на общем собрании заведующих отделами. Был заключён договор на изготовление Белой юрты по инициативе Хертека Тойбухаа. А потом акт приёма Белой юрты составлен 22 декабря 1971 года.
Тувинский народ всегда будет гордиться, что Белую юрту, созданную группой мастеров под руководством Хертека Тойбухаа, посетил первый Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин.
Это историческое событие состоялось 16 июня 1994 года. Я от имени нашего коллектива встретил Бориса Николаевича Ельцина, которого сопровождали члены правительственной делегации, среди них я узнал нашего знаменитого земляка, ныне Героя России Сергея Кужугетовича Шойгу. Счастлив был быть экскурсоводом для высокого гостя и его сопровождающих. Экскурсия началась в зале каменного века и завершилась в зале образования Республики Тува в составе Российской Федерации. Здесь я вкратце повторил, что мы — тувинцы, древнейшие жители Центра Азии. Протекторат Российской империи в 1914 году предопределил дальнейшее развитие тувинцев. Итак, мы, ныне многонациональные граждане Республики Тува, живём по-братски дружно и активно участвуем в демократических преобразованиях в области экономики и культуры. Свобода демократии нам даёт право сохранить исток духовной культуры. Исток духовной культуры тувинского народа во все времена был связан с культом тувинской юрты. Вас приветствует дружный звук шаманских бубнов. «Пожалуйста, войдите в Белую юрту», — пригласил высокого гостя.
Борис Николаевич с богатырским величием вошёл в Белую юрту, созданную руками тувинских мастеров и мастериц под руководством народного мастера Хертека Тойбухаа.
Высокий гость из Кремля любовался Белой юртой, и в знак братской признательности мы сфотографировались.
Борис Николаевич Ельцин оставил такую запись в Книге почётных гостей:
«16.06.1994 г.
Прекрасный музей. Отличное мастерство древней и современной культуры тывинцев!
Молодцы!
Б. Ельцин».
Спасибо мастеру-пророку Хертеку Тойбухаа, чьей выдумкой рождена идея создания Белой юрты!
Спасибо народным мастерам из села Кызыл-Дага Бай-Тайгинского района, чьи руки сотворили эту Белую юрту, которая состоит из трехсот единиц — из кожи, шерсти, войлока, ткани, железа, дерева мягкой и твёрдой породы!
Пусть живёт и здравствует Белая юрта на радость людям, посетившим Центр Азии, точнее, Тувинский национальный музей имени Алдан-Маадыр!
Монгуш КЕНИН-ЛОПСАН