Тувинская правда 12+

«Барабан был плох», но барабанщик — бог!

1 марта 2016
1533

В минувшую пятницу, 26 февраля, в Доме народного творчества Кызыла прошел необычный концерт. Впервые вместе собрались барабанщики, решившие показать, что могут ударные инструменты творить на сцене и со зрителем. А инициатива исходила от артистки Тувин­ского национального оркестра Байлак Монгуш, лауреата международных конкурсов. Двухчасовую программу так и назвали — «По барабану!»

Нашу талантливую землячку поддержали коллеги, друзья и наставник с юных лет Валерий Ондар, который не расстается с ученицей до сих пор. Не удивительно, что учитель и его подопечная подготовили красивый дуэт на маримбе, «Прекрасный розмарин». Девушке от наставника — белые розы. И если Байлак была участницей созданной педагогом «Ойны» в первом составе, то мы услышали парней уже из пятого.

Да, хрупкая уроженка Барун-Хемчика может многое, ее потенциал огромен. В этот вечер она с друзьями старалась нас порадовать, приподнять настроение, удивить. Мы много путешествовали по миру Музыки, самой разной. Особенно выделялись японские номера — это иная подача произведений. И когда семь мужчин и одна девушка перевоплотились в японских барабанщиков, зал оценил оригинальный номер по достоинству. Ритм, движения, даже в такт речевые выкрики — ух!

Не удивительно, что на заднике сцены подобрали такой видео- и фоторяд, где представлены многие стихии природы: с помощью барабана во многих культурах народы общаются с разными мирами, то разгоняя злые силы, то призывая добрых духов. Что и было понятно без слов. Жителям центра Азии такие мироощущения близки и понятны.

Особенно выделялся номер, придуманный год назад на Шагаа, который весьма трудно исполнять. Потому и редко включается в концерты. Получается своеобразный тувинский перфоманс: предметы быта из юрты становятся инструментами, на которых звучит красивая мелодия. Это и ступы, и ножи, многое другое. А Байлак Монгуш солировала на пиалах и чайнике, еще и создавая шумовой эффект разливанием молочного чая из ковша.

Побывали мы и в дождливом Париже под Эйфелевой башней — это прекрасная мелодия из кинофильма «Запах женщины», танго переполняло эмоциями исполни­телей и зал… Или опять японская «Волна», где Байлак солировала на маримбе, а четверо мужчин-пер­куссионистов и палочками стучали по инструментам, и даже ногами выдавали ритм.

Зрителей приглашали на сцену поиграть. Приз — мини-маракасы — заработала Арина из школы № 11 за знание хотя бы пяти ударных инструментов. А еще трое человек, в том числе фотограф-чех Станислав Крупарж в носках (ведущий: «О, кризис дошел и до Чехии», на что Стас специально показал со сцены идики огромного размера), пробовали побарабанить. Оказавшийся лучшим Филипп получил сертификат на три урока у Байлак. Повезло!

Да, ритмов, порой просто сумасшедших, в этот вечер выдавали со сцены много, на восторженные эмоции зала. Аплодировали мэтрам Андрею Монгушу, Игорю Кошкендею, ансамблям самых разных направлений, от традиционных этнических до авангардных. Много теплых слов услышала от родных, друзей, коллег единственная профессиональная барабанщица в Туве, ее бабушка и папа даже выступили сами. Байлак Монгуш дарили подарки, красивые букеты. Один из них она получила из рук главы региона Шолбана Кара-оола. А министр культуры РТ Алдар Тамдын вручил почетную грамоту своего ведомства. Волнуясь, артистка держала ответное слово, благодарила за теплоту сердец.

Финал оригинальной программы получился оглушительный. Мы отправились в… далекую олимпийскую Бразилию. Соло, с красным свистком и на ударной установке, — Байлак Монгуш. Запевал-заводил аудиторию Андрей Монгуш, а зал подхватывал. Еще и танцовщица в карнавальных перьях появилась на сцене, чем окончательно раскалила и без того горячую атмосферу (с вентиляцией, как и со светом и звуком, тут большие проблемы…).

Побарабанили артисты от души. И для души каждого, кто в тот вечер оказался в зрительном зале.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН

asdf asdf asdf