Тувинская правда 12+

Азбука Кирилла и Мефодия

24 мая 2014
1084

В развитии русской письменности огромную роль сыграло принятие в 988 году христианства. Однако потребность в письменности возникла задолго до этого. Уже в первой половине Х века она использовалась при заключении договоров с греками.

Имеются свидетельства о восточнославянской письменности арабского писателя Ибн-Фадлана, посла, который описал свое путешествие по Волге в 921 году и рассказал о том, что видел, как над могилой знатного русса «соорудили нечто вроде круглого холма и воткнули в середину его большой кусок белого тополя, написали на нем имя умершего мужчины и имя царя руссов и удалились».

В Новгороде и других русских городах археологам удалось найти многочисленные надписи и берестяные грамоты. Самые ранние относятся к XI, поздние — к XIV веку. Эти факты говорят о том, что письменность нашла широкое применение, помимо церковной богослужебной литературы, раньше, чем отдельные рукописи начали в изобилии проникать на Русь через Болгарию после введения христианства. До раскопок ученые считали, что в средневековой России грамотными людьми могло быть только духовенство. Однако берестяные грамоты опровергли это мнение. В Новгороде нашли много предметов (бочки, сосуды, рыболовные грузила, поплавки, стрелы, банные шайки), на которых были помечены имена или инициалы их владельцев. Берестяные грамоты тоже говорят о широком распространении грамотности как среди богатых, так и бедных.

Создание славянской азбуки братьями Кириллом и Мефодием в 863 году явилось актом величайшего культурно-исторического значения, способствовало быстрому культурному росту и южных, и восточных славян. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные его звуки и найти для каждого из них буквенные обозначения. Старославянский язык получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные (чехи, словаки), восточные (украинцы, белорусы, русские).

Кирилл и Мефодий были родом из греческого города Салоники. В течение долгих лет они проводили среди западных и южных славян просветительскую работу и способствовали распространению грамотности у этих народов. В 863 году они отправились в миссионерское путешествие в Киевскую Русь.

Кирилл и Мефодий перевели с греческого многие книги, что явилось началом формирования старославянского литературного языка и славянского книжного дела. Они стали основоположниками первого литературно-письменного языка славян — старославянского, который явился своеобразным катализатором для создания древнерусского литературного языка, древнеболгарского и литературных языков славянских народов. С X — XI веков крупнейшими центрами славянской письменности становятся Киев, Новгород, центры других древнерусских княжеств.

В честь братьев ежегодно 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности.

Для нас, современных людей, литература древней Руси кажется необычной, удивительной. Это, действительно, особый мир. У него особая система художественных ценностей, свои законы литературного творчества, непривычные формы произведений. С принятием христианства, православия как государственной религии, пришедшей из Византии через земли южных славян, в Древней Руси появились книги — церковно-служебные и повествовательно-исторические. Они были написаны на церковно-славянском языке. Так Древняя Русь приобщалась к греческой и общеславянской православной письменности и культуре.

Древнерусская литература имеет свои особенности. Древнерусский писатель воспринимал Бога как творца всего сущего, поэтому, приступая к работе, он стремился заручиться поддержкой «небесных сил» и, как правило, начинал свое произведение с молитвенного обращения к Богу о помощи.

Древнерусская литература описывала различные исторические события — походы князей, сражения против печенегов и половцев, битвы князей за киевский престол. Она отличается высокой духовностью. Ее главный интерес сосредоточен на жизни человеческой души, на воспитании и совершенствовании нравственности в человеке. Если посмотреть на икону, то первый план занимают лик и очи (лик — свет души, очи — вход в душу). И в литературе древнерусский писатель прославляет извечно ценные душевные качества: милосердие, скромность, бескорыстие, душевную прямоту и открытость.

Елена БАДЫ-МОНГЕ,

доцент кафедры литературы ТувГУ

asdf asdf asdf