Тувинская правда 12+

Азбука для собственника

3 декабря 2015
912

Сфера ЖКХ в Туве, как и во всей России, — проблематична. Главные факторы, делающие ее таковой, как сходятся эксперты, это не только общий износ сетей, большая часть которых была проложена еще в советский период, но и правовая неграмотность в вопросах ЖКХ потребителей, а также инертность общества. Чтобы просветить и как-то расшевелить народ, была издана «Азбука для потребителей услуг ЖКХ» — свое рода книжка «для чайников», в которой в довольно доступной форме излагается весь спектр правовых и даже «житейских» вопросов, которые необходимо знать потребителям. Корреспондент «Тувинской правды» встретился с руководителем службы государственной и жилищной инспекции и строительного надзора РТ Мергеном Ооржаком, чтобы больше узнать об этой книжке.

Мерген Розалиевич, на ваш взгляд, «Азбука» станет настольной книгой собственника жилья?

— Если ему не безразличны его права, если он заинтересован в том, чтобы семья его жила в комфортных условиях, думаю, это издание ему пригодится очень. Практика показывает, что подавляющее большинство наших сограждан имеют очень смутное представление даже об элементарных понятиях. Например, что составляет общее имущество ТСЖ многоквартирного дома, как финансируются его содержание и текущий ремонт. Как организуется и проводится общее собрание собственников, как предоставляются коммунальные услуги и что вообще подразумевается под ними. Все эти понятия и многие другие подробно растолковываются в «Азбуке».

Давайте поподробнее остановимся именно на жилищных услугах. Что это такое, точнее, что закон включает в это понятие?

— Если говорить именно о жилищных услугах, то они в себя включают все то, что необходимо для надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Конкретный перечень жилищных услуг согласовывается жильцами с управляющей организацией в договоре. Но обычно к ним относят содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и услуги по управлению им, а также общими денежными средствами.

А что подразумевается под коммунальными услугами?

— Их всего шесть: горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление. За их поставку до границы многоквартирного дома всегда отвечает ресурсоснабжающая организация. В рамках же многоквартирного дома ответственность за предоставление коммунальной услуги несет ее исполнитель. Это может быть управляющая организация или товарищество собственников жилья, при наличии у них заключенного договора с ресурсоснабжающей организацией. Бывает и так, что ресурсоснабжающие организации предоставляют коммунальные услуги собственникам напрямую. В этом случае они отвечают за качество услуг, вплоть до конечного потребителя.

А что является общим имуществом в многоквартирном доме?

— В Жилищном кодексе этот вопрос очень четко регламентирован. Часть первая статьи 36 Жилищного кодекса к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относит лестницы, лестничные площадки, лифты, лифтовую и вентиляционную шахты, технические этажи, а также помещения, предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей жильцов, вроде колясочных, комнат отдыха, спортзалов и прочего, имеющегося в некоторых домах. Крыша также считается общим имуществом. А также несущие конструкции дома и ограждения, подвал и земельный участок.

Как организуются и проводятся общие собрания? Этот вопрос также отражен в «Азбуке»?

— Собрания бывают двух видов: годовое общее и внеочередное собрание. Первое — обязательное; собственники не имеют права отказаться от его проведения. Что касается сроков и вопросов, которые на нем будут подниматься, — это прерогатива инициаторов.

Внеочередное же собрание — добровольное. Инициировать его, в случае необходимости, может любой собственник в многоквартирном доме. На нем, по идее, решаются, так сказать, насущные вопросы. Например, молодые мамы могут решать, нужна или нет им во дворе детская площадка.

Есть мнение, что общедомовые собрания — это своего рода некий высший орган домоуправления, «хурал»?

— Частично это так. Для того, чтобы решения общего собрания собственников было принято, оно должно набрать более 50 процентов голосов от числа тех, кто участвует в собрании. Но существуют решения, например, о реконструкции многоквартирного дома или строительстве хозяйственных построек, которые принимаются не менее чем двумя третями голосов всех собственников помещений в данном доме, а не только теми, кто пришел на собрание. Сюда же относятся вопросы, связанные с организацией и проведением капремонта, и некоторые другие, изложенные в пунктах 1–3.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса.

А есть все же возможность оспорить решения подобного «хурала»?

— После вступления решения в силу ни один из жильцов не вправе от него уклониться, даже если он не присутствовал на собрании. Однако решение собрания может быть оспорено в суде. Тем не менее, суд такое решение отменит лишь в случае, если оно было принято с нарушением Жилищного кодекса или нарушает права и законные интересы собственников.

В начале мая завершилось лицензирование управляющих компаний. Все ли они успешно прошли эту процедуру у нас?

— С мая 2015 года ни одна управляющая компания не может предлагать свои услуги, если у нее нет лицензии. За деятельностью УК сейчас следим мы — государственная жилищная инспекция. Если компания в течение года получает два предписания об устранении нарушений по одному многоквартирному дому и не исполняет их — она теряет право на управление домом. Тем не менее, несмотря на неисполненные предписания, собственники на общем собрании могут принять решение о продолжении работы с действующей организацией. В этом случае лицензия не отзывается.

Коль мы затронули УК, поясните, пожалуйста, что входит в управление домом?

— Любой жилой дом должен быть надежным и безопасным для жизни и здоровья жильцов. Отсюда и надо танцевать при толковании понятия «управление домом». Прежде всего, все жилые и нежилые помещения, а также помещения общего пользования и земельный участок должны быть доступны для пользования, а все инженерные коммуникации, коллективные приборы учета и прочее исправно работать. Помимо этого, к управлению многоквартирным домом относится обеспечение и поддержание архитектурного облика здания. Собственно, управление многоквартирным домом начинается с осмотра общего имущества. Его проводят собственники помещений совместно с представителями управляющих компаний или ТСЖ, которые могут выявить возможные несоответствия, угрожающие жизни и здоровью жильцов. Также осмотр и поддержание готовности внутридомовых систем, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения; поддержание температуры и влажности в подъездах в соответствии с установленой нормой. Разумеется, уборка подъездов и дворов, вывоз мусора и уход за деревьями, клумбами, кустарниками во дворах. Подчеркну, что приведенный список — лишь минимальный набор обязательств управляющих компаний. То есть собственники помещений не могут заказывать УК меньший перечень работ, а УК или ТСЖ не могут уклониться от выполнения указанных работ. По согласованию с управляющей компанией собственники могут заказать дополнительные услуги или работы.

А как обеспечивается прозрачность деятельности УК?

— Все организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны раскрывать потребителям практически всю информацию о своей деятельности. Это касается и ТСЖ, и кооперативов. Сведения размещаются на федеральном портале www.reformagkh.ru, а также по выбору: либо на сайте органов исполнительной власти субъектов РФ, либо на сайте органов местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация, товарищество или кооператив осуществляет свою деятельность. Информация может размещаться на сайте самой УК. Подчеркну, последнее касается только УК.

Раскрытию подлежит, разумеется, общая информация об организации, а также основные показатели финансово-хозяйственной деятельности УК, товарищества или кооператива, сведения о выполненных работах, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Разумеется, сведения о стоимости работ и услуг и сведения о ценах и тарифах на коммунальные ресурсы.

Вся эта информация должна предоставляться потребителю по его письменному запросу.

За не раскрытие информации установлен один из самых высоких штрафов в сфере ЖКХ — до 300 тысяч рублей. В этом же ключе, стоит отметить, потребитель имеет право в судебном порядке потребовать компенсацию морального вреда за нарушение прав на информацию о предоставляемых работах и услугах.

Антон ПОСОХИН

asdf asdf asdf