В Минобрнауки РТ прошло родительское собрание по вопросам участия в тренировках устной части по русскому языку в девятых классах.
Главный государственный инспектор по русскому языку, заместитель министра образования и науки РТ Елена Хардикова и руководитель республиканского центра обработки информации в рамках ГИА, заместитель директора Института оценки качества образования Минобрнауки РТ Ирина Сарагашева в режиме «открытого микрофона» обсудили все аспекты тренировки собеседования по русскому языку с учащимися 9-х классов, их родителями и педагогами.
Напомним, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проводит широкомасштабную апробацию модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов. Пилотная апробация моделей устной части ГИА по русскому языку проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике с охватом более 1,5 тысячи обучающихся. На сегодняшний день по тем пройденным тренировкам и общественно-профессиональным обсуждениям доработана модель устной части ГИА.
В 2017 году Тува вошла в число сорока регионов, которые принимают участие в апробации устной части по русскому языку. Модель тренировок включает: чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем, диалог с собеседником. На прохождение собеседования отводится 15 минут и, в будущем итоги собеседования будут оцениваться по системе «зачет»/»незачет».
В Туве из пяти тысяч выпускников в тренировках собеседования по русскому языку примут участие около одной тысячи выпускников. В каждом районе расположены пункты проведения тренировок. Участие всех пяти тысяч выпускников представляется невозможным, так как материально-техническая база не позволяет обеспечить прохождение тренировки всеми выпускниками.
Представители минобрнауки РТ на консультации неоднократно подчеркивали, что собеседование в понедельник будет нести тренировочный характер, результаты собеседования не будут переведены в текущие и итоговые оценки по русскому языку. Цель проведения собеседования — это отработка организационных и методических вопросов. В ходе консультации у многих родителей возникли вопросы, которые они смогли задать представителям минобрнауки РТ.
— Можно ли учителю задавать наводящие вопросы слабому ученику?
Ирина Сарагашева: «Задача учителя создать максимально благоприятную среду для прохождения собеседования учащегося. У учителя так же, как и у ученика, будет инструкция, согласно которой он сможет задать вопросы только в четвертой части собеседования».
— Сколько наводящих вопросов педагог может задать ученику, чтобы помочь ему с формированием ответа?
Елена Хардикова: «В инструкции сказано, что учитель имеет право задать не менее двух вопросов, максимальное количество вопросов не предусмотрено. Также каких-либо обязательных вопросов не предусмотрено, учитель просто выстраивает диалог с учеником».
В целях повышения коммуникативных способностей учащихся по русскому языку правительство и минобрнауки РТ осуществляют государственные программы по развитию русского языка. В Туве реализуется интернет-проект «Мост дружбы», который соединяет преимущественно сельские школы Тувы и школы России в онлайн-уроки. В 2016 году в проекте «Мост дружбы» участвовало 38 школ, а в 2017 году их количество возросло до 90.
Чейнеш ДАПЫК