Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Аржаана Доспан: шаг в мечту

10 июня 2017
1117

Крылья маленькой девочке из Чеди-Хольского района подарил папа — художник Андрей Доспан. Ему очень хотелось, чтобы кто-то из восьми его наследников стал мультипликатором. Ну — или хотя бы пошёл по его стопам в искусство. Старшую дочь, у которой с ранних лет угадывались умелые ручки, он почему-то увидел рядом с модным подиумом. «Представь себе длинную дорожку, которая уходит глубоко в зрительный зал, погружённый в полумрак, — нашёптывал он девочке, — и по этому подиуму грациозно проходят красивые девушки, одетые в удивительные наряды. И все эти наряды придумала — ты». Аржаане тогда неведомо было ни что такое подиум, ни кто такие модели, но она послушно закрывала глаза и погружалась в мечты. А однажды, став постарше, повинуясь какому-то импульсу, взяла чистый лист бумаги, вывела на нём три слова — «Шаг в мечту» — и нарисовала то, что вместе с папой визуализировала в детстве: подиум с шествующими по нему моделями.

Фантазия девочки сбылась быстро. Не прошло и десяти лет, а модели Аржааны Доспан уже дефилировали по модным дорожкам Кызыла, молодёжного форума «Селигер» и даже культурной столицы России — Петербурга.

О себе как о подающем надежды модельере Аржаана заявила в 2012-м. В том году в жизни девушки случилось столько знаковых и судьбоносных событий, что она путается, вспоминая их последовательность. Сегодня Аржаана живёт в Москве, имеет там свою мастерскую, где вместе с опытными помощницами отшивает новую коллекцию и принимает индивидуальные заказы. Выставляется в столичном шоу-руме «Red», сотрудничает с известными изданиями и даже имеет звёздных клиентов. Особой популярностью модели Аржааны Доспан пользуются у зарубежных Интернет-изданий, которые периодически демонстрируют вещи тувинского модельера на своих модных страницах.

НАДЕЛА И ПОШЛА

…На встречу Аржаана пришла в джинсах и футболке. Впрочем, поверх футболки — всё же вещь дизайнерская: свободный жилет из неопрена — один из предметов авторской коллекции «Амёба», с характерным волнообразным кроем. Сейчас именно в этих вещах дизайнеру особенно комфортно. Выясняется, что Аржаана вообще очень скромна в одежде. Любит быть незаметной, даже невзрачной.

— К одежде у меня особое отношение, — поясняет Аржаана. — Это моя работа, моя жизнь, и смотрю я на неё под особым углом. Сейчас меня невозможно загнать в платье — в джинсах могу прийти даже на какое-то официальное мероприятие. Мой гардероб очень скудный, в нём есть чёрные, голубые джинсы, джинсы-клёш — и мне хватает. Надела и пошла. Всю свою фантазию я вкладываю в заказы, коллекции. Поэтому для меня важно, чтобы одежда меня не напрягала. Вот любовь к туфлям — это да, есть такое. Считаю, что хоть маленький каблучок, но обязательно должен быть. Кроссовки люблю, но стараюсь ходить в туфлях.

За шесть лет швейной практики Аржаана Доспан создала четыре модные коллекции. Работает в основном с плотными костюмными тканями, пренебрегая натуральными волокнами. Если вначале, создавая своё первое творение в духе песочных часов, начинающему дизайнеру приходилось использовать то, чем были богаты местные швейные магазины — а натуральными тканями они богаты не были, — то позже уже опытным путём модельер сделала осознанный выбор в пользу искусственного полотна.

— Я склоняюсь к тому, что в идеале содержание натурального волокна в ткани должно быть процентов пятьдесят, не больше, — считает Аржаана и поясняет: — Сегодня есть много искусственных материалов, которые не уступают натуральным, даже той же воздухопроницаемостью. Кроме того, они держат форму, не мнутся, не садятся, не выгорают, а самое главное — намного дешевле натуральных.

Самой ходовой и узнаваемой у любителей моды стала вторая коллекция молодого модельера, «Ретро», созданная в Туве к питерскому показу, куда её пригласили после победы на селигерском конкурсе молодых дизайнеров.

Стартовое же творение, определившее вектор развития талантливой швеи, коллекция «Песочные часы», была придумана и отшита в хову-аксынской мастерской, откуда и начался профессиональный путь.

Между тем, оказывается, могло сложиться и так, что преподавала бы сейчас скромная Аржаана Андреевна швейное дело студентам профессионального училища или, что ещё парадоксальнее, математику в школе.

ЗАКАЛКА ОМСКОЙ ШКОЛЫ

В то время как папа вдохновлял девочку мечтами о моде, сама она тайно планировала пойти в художники. Мама, учительница начальных классов, на это заявила категорически: хватит нам одного художника в семье. Хорошо, согласилась Аржаана и собралась на физмат ТувГУ: математика ей всегда давалась легко. До приёмной комиссии, однако, не дошла: отвлекло объявление о наборе в Омский институт сервиса. Абитуриентов приглашали по четырём профессиям, среди которых был и технолог-конструктор — «специалист сервиса в индустрии моды», — примерно так потом будет написано в дипломе. А надо сказать, что швейную машинку в приданое дочери мать, сама отличная швея, приобрела, когда ребёнку исполнилось два годика. Всё детство её прошло рядом с этим агрегатом. Помогала матери, став постарше, шила сама, потом ходила на «Швейное дело» в «Аныяк». Это умение было само собой разумеющимся в их семье. Поэтому на том и договорились.

В Омске, проведя первую ночь на вокзале, устроилась в общежитие — и началась учёба.

Уже в процессе Аржаана поняла, что выбрала правильно. Всё ей удавалось легко. Строчки ложились ровно, сложные карманы и молнии втачивались идеально. В институте её принимали за практикующую швею и удивлялись, когда узнавали, что девочка только после школы. Много занималась конструированием выкроек, потому что считала, что это — то, чем она должна овладеть в совершенстве. Конструировала на заказ, помогала одногруппникам, у которых не получалось. К учёбе относилась очень серьёзно: все предметы по профессии изучала досконально. Никаких четвёрок. По специальности знания должны быть только отличные, упрямо верила Аржаана. И не ошиблась. Омская школа дала ей не только мощную образовательную базу, но и авторитетную поддержку в будущем.

— Омский институт очень котируется в России, — заметила Аржаана. — Когда я его называю, реакция следует такая: о-о, сильная школа. Говорят так: если хотите быть успешным в профессии, езжайте не в Европу даже, не в Москву, а именно в Омский институт сервиса. Моя сестра сейчас учится этой же профессии в Питере, мне есть с чем сравнивать, и я полностью согласна.

ФОРМА УСПЕХА

Наёмным сотрудником Аржаана Доспан проработала месяца два-три. Попробовала преподавать профессию студентам профессионального училища — поняла, что в педагогике ей делать нечего. Был ещё один день в мастерской «Эдегей». Там она помогала швеям, что-то кроила. Изготовила национальную пуговицу. Старалась изо всех сил, предчувствуя, что если сегодня, сейчас, не научится — то не научится уже никогда. На следующий день на работу она уже не вышла. Почему — сама толком объяснить не может; говорит, воспротивилось что-то внутри. Не надо, дескать, не твоё.

Так Аржаана поняла, что идти ей — своим путём.

Скоро она уже открыла швейную мастерскую в Чеди-Холе, а тут подоспел и 2012-й, когда события посыпались одно за другим.

«Песочные часы» Аржаана подготовила к кызылской неделе моды в очень сжатые сроки. До показа оставалось каких-то две недели — за это время надо было придумать концепцию, нарисовать и отшить как минимум шесть моделей. Казалось — нереально. Но в памяти всплыли слова директора школы Людмилы Леонидовны Волгиной (Аржаана закончила школу №8 Кызыла — прим. авт.), которая как-то сказала девочке, что она лидер и есть в ней что-то особенное. Аржаана встряхнулась и взялась за дело. Она понимала, насколько серьёзная задача перед ней стоит, если она хочет развиваться в этом направлении. Второго шанса произвести то самое первое впечатление, успешно заявиться — у неё уже не будет. Она вспомнила всё, чему учили её в институте. Выбрала предмет, который можно взять за основу:

— Песочные часы почти сразу пришли в голову. Это форма. Она ярко выражена в одном жакете: как будто на человека надели песочные часы — подтянули талию, бёдра добавили. И просматривается, угадывается в остальных вещах.

Интересно, что в Кызыле Аржаана победителем не стала. Зато на «Селигере», куда съехались несколько сотен лучших начинающих дизайнеров России, она легко вошла в десятку финалистов. Понравились дизайнерские находки девушки и в Петербурге. А вскорости Аржаану Доспан пригласили открывать неделю моды в Москве. Тогда по разным причинам у неё это не получилось, но в качестве гостя события, тем не менее, она побывала. Организаторы показали ей, как происходит это грандиозное мероприятие изнутри. Сейчас Аржаана серьёзно готовится участвовать в весенней «Mercedes-Benz Fashion Week». Разрабатывает новую, уже пятую, коллекцию — состоять она будет из 25-ти образов.

— Будущая коллекция, которую я надеюсь представить, тоже связана с одним предметом, — рассказывает Аржаана. — Все модели уже прорисованы, продуманы. Это будет нечто новое, но от себя я ушла недалеко (смеётся). В принты не ушла точно.

Сегодня коллекции Аржааны Доспан можно увидеть в «Instagram» и социальной сети «ВКонтакте». Несколько её нарядов приобрела телеведущая Лена Летучая. Почти все предметы одной из коллекций перемерила другая звезда — Ляйсан Утяшева. Гимнастка, обладающая характерным телосложением, к сожалению, так и не смогла выбрать то, что село бы на неё безукоризненно.

Звёздные клиенты, публикации в глянцевых журналах — для начинающего модельера это события эпохальные. Если вещь приобрёл медийный человек, да ещё показался в ней в эфире — это уже успех. Как минимум — гарантированное доверие к мастеру потенциального заказчика, разделившего выбор звезды.

Виктория КОНДРАШОВА