Тувинская правда 12+

Артек в творчестве Нади Рушевой

6 августа 2015
1314

Недавно отметил свое 90-летие Артек. Сейчас на его территории расположены 10 детских оздоровительных лагерей, береговая линия с пляжами протянулась на 7 километров. Артеку присвоен статус международного детского центра под эгидой ЮНЕСКО.

 «Артек» — в советском прошлом — Всесоюзный пионерский лагерь им. В.И. Ленина, расположенный на Южном берегу Крыма, вблизи Гурзуфа. Это — самый знаменитый пионерский лагерь СССР и визитная карточка пионерской организации страны. Долгое время служил местом приёма делегаций из социалистических стран, а также глав государств ближнего и дальнего зарубежья.

Артек был заветной мечтой каждого советского мальчика и каждой советской девочки. Путевка в него служила пропуском в «пионерскую республику». Эта путевка была бесплатная. Дети рабочих, колхозников, служащих получали её за хорошую учебу или активное участие в пионерской и общественной жизни. В течение всего года самолёты, поезда и корабли привозили в Артек детей разных национальностей со всех уголков огромного Советского Союза. Там дети жили, словно в большой единой семье. Артек называли лагерем дружбы. Каждый год тысячи мальчишек и девчонок приезжали туда из самых разных стран. Советские пионеры были друзьями детей со всех континентов.

В каждом артековском лагере день начинался с линейки, где под пение горнов и дробь барабанов торжественно поднимался флаг. У каждого отряда — свой вожатый — старший товарищ, комсомолец, который всегда готов ответить на любой вопрос ребят, научить их интересным играм и новым песням. Во время торжественных вечеров зажигали костры, вокруг которых общались, танцевали, пели любимые песни. В Советском Союзе насчитывалось 39 000 пионерских лагерей. Но Артек был самым любимым и знаменитым. Каждый год примерно 10 000 детей отдыхали в нём.

Почётными гостями здесь в разные годы были такие знаменитости, как Жан-Бедель Бокасса, Леонид Брежнев, Юрий Гагарин, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Никита Хрущёв, Джавахарлал Неру, Отто Шмидт, Лидия Скобликова, Пальмиро Тольятти, Хо Ши Мин, Бенджамин Спок, Михаил Таль, Валентина Терешкова, Лев Яшин.

Многие известные артисты, учёные, политики первые шаги к вершинам карьеры сделали в Артеке. Яркий след оставил лагерь и в жизни Нади Рушевой.

В июне 1967 г. после успешного окончания 8-го класса ЦК ВЛКСМ послал юную художницу Надю Рушеву с выставкой ее работ на III Всесоюзный слет пионеров в Артек. Этому сюрпризу она не очень-то обрадовалась. Дома ей было хорошо, она читала и рисовала там вволю. Из Артека Надя часто писала своим друзьям. К удивлению родителей, выяснилось, что лагерь ей понравился, и там она крепко подружилась с Ольгой Бариковой из Павлодара и Олегом Сафаралиевым из Баку. Надюшу назначили художником пресс-центра, где очень слаженно работали несколько человек. Надя очень тепло отзывалась о своем вожатом Марке Антоновиче Кушнирове. Выпускник ВГИКА, кинокритик, он руководил работой пресс-центра. Ему очень нравились Надины рисунки.

Иногда на каком-нибудь вечере или во время концерта ребята просто подходили и просили: «Надя, нарисуй», и она сидела, рисовала с удовольствием. Сохранилось несколько рисунков: какие-то портреты, какие-то зарисовочки на блокнотных листочках, — все, что собственно в Надином стиле она рисовала «всегда и везде». Рисунки своеобразно выражают хронику артековской жизни: пионеры на пляже, песни под гитару, игры, концерты и конечно кульминация лагерной смены — прощальный праздничный костер.

На рисунке «Песня на террасе» из серии «Артек» на светло-коричневом фоне бумаги Надя изобразила фломастером многофигурную композицию: артековцы сидят на открытой веранде на фоне гор. Пять девушек и двое ребят сидят на стульях полукругом около нотной тетради, которая лежит на плитах веранды. Под аккомпанемент гитары они поют задорную бардовскую песню. Все одеты в легкие футболки, на шеях — красные пионерские и синие галстуки. Их доброжелательные лица обращены друг к другу. Ребятам очень весело, они расположились на веранде, откуда видно огромное Черное море. На этом рисунке в центре композиции боком к зрителю стоит Джавахарлал Неру, тогда — один из самых видных политических деятелей мира, лидер левого крыла индийского национально- освободительного движения. В 1955 году он вместе с дочерью Индирой Ганди были почетными гостями в Артеке.

На другом Надином рисунке из серии «Артек» изображен юный бакинец Алик Сафаралиев, который был самым, пожалуй, близким другом Нади в Артеке. Широко открытые глаза, внимательно всматривающиеся вперед, говорят о хрупкости и некой незащищенности юного возраста. На голове пионерская пилотка белого цвета. Прямые волосы, нос с горбинкой, дугообразная, густая бровь говорят о кавказском происхождении юноши. Ныне Олег (Алик) Михайлович Сафаралиев — профессор, режиссер и сценарист кинокомпании «Евразия-фильм». Разъехавшись после Артека по своим городам, они вели постоянную переписку с Надей, делились своими планами, обсуждали прочитанные книги.

Военная тема с новой силой привлекла внимание Нади в 1967–1968 гг. во время и после ее пребывания в Артеке. Она была руководителем артековского пресс-центра. И ни одно мероприятие не могло обойти ее стороной.

Военно-патриотическая работа с артековцами имела разные формы. Это посещение города-героя Севастополя и военных частей и судов Черноморского военно-морского флота, музеев, 4-го бастиона, где воевал ее любимый писатель Л.Н. Толстой.

В Артеке Надя создает серию плакатов «Матери мира — за мир». Это десятки великолепных композиций, исполненных в пламенеющих тонах. Эти плакаты экспонировались на артековских мероприятиях и притянули к Наде много друзей. На рисунке «Голодали дети и матери» костлявые руки и пронзительный упрек во взгляде женщины-матери, болезненная тоска в глазах ребенка красноречивы. Они мысленно говорят нам: «Зачем? За что?».

Надя писала, что ее жизнь делится на два периода: до и после Артека. Чем же отличался послеартековский комсомольский период от предыдущего? Прежде всего, тем, что она почувствовала ответственность за тех, кто рядом.

Артековские дни прошли быстро. В школе Надя организовала Клуб юных друзей искусства (КЮДИ). Среди многих тем, обсуждавшихся на заседаниях КЮДИ, была и тема «Война и мир» Л.Н. Толстого. Надя показывала ребятам свои работы, посвященные героям романа, и пояснила свое художническое и психологическое видение Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Анатолия Куракина, Элен Безуховой, Марии Болконской. Особенно сильное впечатление на одноклассников произвела работа Нади «Гибель Пети Ростова» — юного, честного и чистого юноши, почти мальчика, рвавшегося в бой, чтобы защитить Отчизну от врага.

После Артека, за последние два года, Надя быстро повзрослела, а ее творчество стремительно набирало силу: «Пушкиниана», «Гамлет», «Античность», «Маленький принц», «Мастер и Маргарита». Серию «Артек» составили 62 рисунка. Надюшу интересовали и многие другие темы: современность, материнство и детство, юмор, Восток, русская литература, история, балет.

Искусство юной художницы не забыто. Десятки выставок в нашей стране и за рубежом, более ста книг отзывов зрителей — свидетельство огромного интереса к творчеству Нади, ее личности. Надя Рушева жива в тысячах своих рисунков. В каждой поющей линии, в каждом беглом штрихе осталась ее прекрасная юная душа…

Долаана БУРБУЖЕП,

старший научный сотрудник отдела культуры и искусства

Национального музея РТ

asdf asdf asdf