Тувинская правда 12+

Ансамбль "Саяны", смена статуса: от государственного — к национальному

5 сентября 2019
750

Первые артисты коллектива стали наставниками молодых исполнителей: народная артистка России Надежда Куулар, заслуженный артист Тувинской АССР и РФ Донгак Монгуш, заслуженная артистка Тувинской АССР И РСФСР Евгения Салчак, заслуженный артист Тувинской АССР, народный артист РТ Дамба-Доржу Сат, народный хоомейжи РТ Борис Монгуш, заслуженный работник культуры РТ Кара Доржукай, заслуженная артистка РТ Ирина Ондар, Нил Комбуй-оол и многие другие.

На протяжении многих лет солистами были Светлана Сурун, Надежда Даржаа, Д. Куулар, Айдысмаа Кошкендей, Ирина Ондар, Марианна Айыыш, Демир-оол Кежиктиг, Борбак-оол Сат. Первый балет не стал единственным, были ещё постановки: программы «Золотые стрелы мечты», «В колыбели Саян и Танды». Но главными в творчестве все же остаются песни и танцы.

«Саяны», единственный профессиональный коллектив песни и танца, будучи флагманом развития тувинского ансамблевого исполнительства, был примером для самодеятельных коллективов, копирование его номеров приводило к массовости, нивелированию, штампам нового для Тувы вида искусства – хореографического. К концу XX века в его развитии по всей России намечается новая тенденция – обращение к подлинному фольклору, и это уже было стремлением хореографов создавать новые формы искусства. Более свободными от партийной цензуры были самодеятельные любительские коллективы. Именно они и в Туве в настоящее время являются аккумуляторами новых идей и, в некоторой степени, образцом для «Саян», «Однако главной задачей любительских ансамблей, – по мнению В. И. Уральской и Т. В. Пуртовой, – несомненно, была и будет – служить органичному взаимовлиянию между фольклорным первоисточником и искусством профессиональным, создавать и исполнять на основе фольклора собственные сценические произведения» (В. И. Уральская, Т. В. Пуртова, «Хореографическая самодеятельность», «Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. Конец 1950-х – начало 1990-х годов», СПб., 1999, с. 335-345, с. 345). Это заключение подтверждается линией развития хореографического искусства в Туве.

 В 2016 году ансамблю «Саяны» присвоен статус «Национальный». В постановлении записано: «В целях установления и обеспечения необходимых социально-экономических, правовых и иных государственных гарантий для дальнейшего развития и совершенствования хореографического искусства Республики Тыва».

В настоящее время ансамбль не в полной мере выполняет свою новую миссию. Со сменой статуса не изменилась стилистика постановок номеров и концертов в целом, она была «в стиле», а не народной и в настоящее время уже не удовлетворяет запросы публики. В отличие от Бурятского «Байкала», который развивается в соответствии с требованиями современного зрителя с разнообразными шоу и в русле народных танцевальных традиций, ансамбль «Саяны» находится в состоянии стагнации, он в самом начале поиска новых форм, чтобы действительно стать Национальным.

К 50-летию «Саян» московский хореограф-постановщик Константин Семенов поставил на музыку тувинского композитора Буян-Маадыра Тулуша музыкально-хореографический спектакль «Журавлиная скала» по пьесе Э. Мижита. Это, безусловно, новое слово в хореографии Тувы, но ему нужна поддержка и продолжение, чтобы в очередной раз не случилась разовая акция в истории творческого коллектива. Художественный метод К. Семенова с использованием характерной для тувинцев пластики, движений и жестов, надо разрабатывать дальше уже тувинским балетмейстерам.

Очевидно, в некоторой степени, прав Теодор Левин в том, что «Саяны» действительно напоминают советского динозавра, однако, и это феномен нашего времени: на концерты ансамбля ходит большое количество зрителей, в том числе и русских (которые обычно не ходят на тувинские концерты из-за незнания языка), поскольку «Саяны» навевают ностальгию по советскому времени.  Безусловно, лучшие номера периода СССР надо оставить как дань уважения к прошлому страны и республики и времени создания ансамбля. Однако творческий коллектив всё же должен развиваться и начать искать собственный путь, практически с нуля и оправдать, наконец, свой новый статус.

Айлана КУЖУГЕТ,

доктор культурологи, кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, профессор ТувГУ

asdf asdf asdf