Ансамбль с успехом выступал в Японии, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Монголии, Франции, ФРГ, Кампучии, Австрии, Греции, США, Италии, Швейцарии, Испании, Корее, на Кубе, Филиппинах, признавался лауреатом многих всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 1986 г. на Всероссийском смотре-конкурсе государственных ансамблей песни и танца «Саяны» стали обладателями диплома II степени, удостоены серебряной и бронзовой медалей I-ых Всемирных Дельфийских игр (2002 г., Москва), золотой медали фестиваля танца и музыки в г. Дижоне (2003 г., Франция), гран-при международного фестиваля «Сердце Азии» (2007 г., Россия), бронзовой медали на фестивале народов мира (2011 г., Южная Корея), дипломант VI Международного фестиваля народного танца стран азиатско-тихоокеанского региона «Венок дружбы-2012». Солисты «Саян» - обладатели высшей награды конкурса «Лидер года», коллектив занесен в Национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России».
Для жителей республики выступления ансамбля были настоящим окном в мир, поскольку далеко не все могли выехать в союзные республики и увидеть воочию концерты других народов; телевидение начало трансляцию в Туве только в 1965 году. Задачей коллектива считался также показ выступлениями высокого уровня развития культуры Тувинской АССР. Хоровая группа исполняла народные песни в современной тому времени аранжировке, а танцевальная группа создавала новые танцы на тувинские мелодии. А. Панов писал: «Если в первые годы основой ансамбля была хоровая группа со своим исполнительским стилем, – неторопливым, искренним, с широкой напевностью, и как не назвать тут с благодарностью имя заслуженного артиста РСФСР и Тувинской АССР Р. Н. Лесникова, – то впоследствии на первый план вышел балет. Г. Тарасенко, С. Гехт, Х. Альмухамедов, Р. Ульянов, В. Донгак, Е. Салчак, Д. Монгуш, Б. Лхасурэн в разные годы ставили здесь танцы, сочетая в творчестве проникновение в дух народной хореографии с классической балетной школой» (А. А. Панов, «Пробуждение цветка», «Тувинская правда», 1992, 11 апреля, с. 4).
В советское время было принято организовывать творческие стажировки в центры страны, «Саяны» учились полным составом в Ленинграде у лучших мастеров сцены, где создавались новые творческие программы, объединенные общим стилистическим замыслом. Там же шились сценические национальные костюмы, в них не учитывались особенности изготовления традиционной народной одежды, но это и не требовалось, они были в стиле народных. Главным требованием была яркость, красочность одежды исполнителей. Эта тенденция была повсеместной в советское время.
В 1979 г. в Ленинграде было поставлено хореографическое представление «Хая-Мерген» («Легенда о каменном изваянии»), по мотивам народных легенд и сказаний. Композитор – П. А. Геккер, балетмейстер-постановщик – В. Е. Камков, режиссер-постановщик – И. Р. Штокбант. В газетах писали, что впервые в истории тувинского искусства создан самостоятельный балетный спектакль на национальной основе. «Хореографичность музыки несомненна, во многом эта удача – результат постоянной совместной работы композитора и балетмейстера. Музыка всего произведения удивительна, едина по духу, изысканная, не громоздкая оркестровая.
В тувинском искусстве с древности неразрывно слиты слово, музыка и действие, поэтому можно говорить о возрождении старой традиции на новом этапе», – так писал музыковед Виталий Сапельцев. Сложные партии первого тувинского балета исполнили замечательные заслуженный артист Тувинской АССР Хисат Аминов (Хая-Мерген) и заслуженная артистка РФ и РТ Евгения Салчак (Ангыр-Чечек). Образ злодея Хан-Кучу создал заслуженный артист РФ и народный артист РТ Донгак Монгуш. В газете «Тувинская правда» было написано: «Драконообразное (шулбус) построение мужского состава, кордебалета вокруг Хан-Кучу, паукообразность, змееподобность движений рук и ног, щупальцев передает кровожадность завоевателя всех времен и народов». Постановщик В. Камков в интервью говорил: «Основа спектакля – эпос, вся историческая информация, какую только смогли собрать, а в остальном помогли сами артисты ансамбля. Они работали над балетом не только как исполнители, но и как соучастники по его созданию. Были сомнения, споры, …капли фольклора в драматургию балета старались вкрапливать с большой осторожностью. Несомненна помощь этих и других артистов не только балетмейстеру, но и композитору, художнику».
К 1990-м годам ансамбль достиг апогея своего развития, в репертуаре были танцы и песни народов СССР и созданные тувинские.
Американский музыковед Теодор Левин писал: «…после перестройки, с конца 1980-х годов, а в особенности после развала Советского Союза, российская культура постепенно начала жить по законам свободного рынка. Государственное финансирование культуры резко сократилось. В результате музыканты, художники, писатели и режиссеры, ранее целиком и полностью полагавшиеся на поддержку государства, были вынуждены заботиться о себе сами. Пока весь мир следил за тем, как волна дикого капитализма захлестывает Москву и Ленинград, на периферии продолжалось разрушение традиционной культуры. В Туве бывшее советское министерство культуры поддерживало два профессиональных ансамбля песни и танца, пропагандирующих так называемую народную музыку. В условиях свободного рынка эти коллективы (они назывались «Аян» [ВИА – А. К.] и «Саяны») стали культурными динозаврами. Лучшие музыканты покинули их и организовали собственные группы» (Т. Левин, «Музыка новых номадов. Горловое пение в Туве и за ее пределами», М., «Классика»-XIX, 2012, 336 с., с. 49).
«Саяны» не были фольклорным ансамблем в современном понимании, он, рожденный в советское время, изначально создавался как народно-сценический. Поэтому не стоит критически рассматривать его деятельность с позиций нашего времени и предъявлять к нему требования как к хранителю и транслятору народной художественной культуры, поскольку идеологический компонент был, пожалуй, если не главным, то непременно важнейшим в подготовке номеров для репертуара. По сути, до 1991 года поставленные партией и правительством задачи при его создании он выполнил, положив начало сценической хореографии и исполнительскому музыкальному мастерству Тувы. Позже именно на его основе, а иногда и вопреки вектору его развития создавались новые коллективы, которые возрождали глубинные пласты народной культуры. Однако надо признать, что точкой отсчета ансамблевого сценического исполнительства были «Саяны», в этом заключается его величайшая заслуга.
Т. Левин далее писал: «Популярность тувинской музыки за рубежом создала благоприятный климат для возрождения народных музыкальных традиций внутри самой республики – новые ансамбли народной музыки стали расти как грибы после дождя. По некоторым оценкам, в одном только Кызыле насчитывается около двадцати таких групп» (там же, с. 219). Похожая история происходит в настоящее время и с хореографическим искусством, однако, учитывая, что это совершенно новый вид искусства, рожденный в 1943 году с созданием первых танцев А. В. Шатина (А. К. Кужугет, «Центр притяжения. Тувинскому национальному музыкально-драматическому театру – 80 лет», Красноярск, 2017, 232 с., с. 167-170), пока хореография развивается в основном в рамках самодеятельного, преимущественно, детского творчества, однако таких коллективов несколько десятков, и они успешно выступают на различных юношеских фестивалях России.
Много мастеров внесло свой вклад в развитие ансамбля. Так, бывший художественный руководитель В. С. Нанактаев реорганизовал оркестровую группу в оркестр национальных инструментов. Балетмейстер, заслуженный деятель искусств РТ В. О. Донгак в 90-е годы создал хореографические композиции «Дембилдей», «Урянхайский церемониальный танец», «Мистерия Цам», «Эдирээлиг кыстар» и многие другие, которые до сих пор пользуются большим успехом у зрителей. В последующие годы худруками ансамбля были молодые талантливые специалисты Т. Ондар, Ч. Сувакпит, Э. Тартан-оол, А. Мандан-Хорлу, М. Тумат, которые тоже внесли вклад в развитие ансамбля.
Айлана КУЖУГЕТ,
доктор культурологи, кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, профессор ТувГУ