Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Алексей Бегзин-оол — узнаваемый голос

24 декабря 2015
1229

Поэты всех времен и народов искали свое слово о вечном, пытались делиться с читателем размышлениями о времени, о судьбе поэта в обществе. Выражая свое отношение к окружающей действительности, к власти, они нередко при жизни становились врагами высокопоставленных чиновников, а после ухода в мир иной — легендами.

Жизнь таких талантливых людей почему-то коротка, часто они уходят в самом рассвете своих творческих сил, как шаманы, предсказывая свою судьбу в своих творениях. Мотив предопределенности судьбы, краткости жизни, не позволяющей реализовать себя, можно прочитать у рано ушедших поэтов.

Не допев свои песни, не дописав строку, рано ушли Пушкин и Лермонтов, Маяковский и Есенин, Рубцов и Высоцкий… Скорбный список можно продолжать. Шедевры остались. Их авторы спешили жить.

Мотив предопределенности и краткости жизни можно наблюдать и в судьбах и творчестве тувинских поэтов. Рано покинули этот мир поэты Константин Тоюн, Доржу Монгуш, Владимир Серен-оол, Олчей-оол Монгуш, Уержаа Антон…

В современной тувинской литературе большой интерес у читателей вызывало творчество поэта Алексея Бегзин-оола. У него свой «бегзин-ооловский» индивидуальный стиль, через его произведения можно было определить лицо национальной литературы. Философское размышление о поэтах и поэзии, о времени, о вечности звучит у Алексея Бегзин-оола через его видение, переживание. В них мы слышим глубокое переживание за судьбы поэтов, за качество стихов.

Трагическая нота звучит в его стихотворении «Шулукчунун маанайынга» («У могильного камня поэта»):

Почему поэты рано умирают?

Почему сердца их

преждевременно угасают?

При жизни, обзывая

«пьяницами» и «бродягами»,

После смерти их запоздало

прославляют?

…Кажется, одарив их

талантом неземным,

Взамен Всевышний берет

за это плату

Мертвой петлей аркана

да вином,

Чтоб потушить боль лиры

в душе…

Внутренний психологический мир, обостренное чувство справедливости присущи настоящим поэтам. Недаром Алексеем Бегзин-оолом были взяты строки персидского поэта Хафиза: «Будь же радостен, и помни, мой Хафиз, прежде сгинешь ты, прославишься потом» эпиграфом к стихотворению «Шулукчунун маанайынга».

Слово «Поэт» для Бегзин-оола священно. Оно ассоциируется с такими понятиями, как «личность», «авторская позиция». Не власть, не слава движут поэтом, а его умение и смелость видеть правду жизни. В стихотворении «Амы-кудум-шулуктерим» («Моя судьба — мои песни») прямое справедливое обращение к своей поэзии — это обращение ко всем, кому не безразлично будущее тувинской литературы.

…Если мои песни, заполнившие

сердце –

Душевная тоска,

заставляющая страдать,

Станут служить чиновничьей

должности;

Если попадут под влияние

власти,

Можете плюнуть мне прямо

в лицо,

Сжечь мой стих, посвященный

любимой,

Исповедь, для матери

написанную в муках …

Позволю вам презирать и

оскорблять меня хуже собаки,

И сказать: «Иссяк твой стих!

Больше не пиши!»

Для Бегзин-оола стихи — это искренность, правдивость, умение заставлять читателя «плакать и смеяться вместе с ним». Тревога за судьбу поэтов прослеживается во многих его стихах. Поиск своего истинного лица, спасение от мира лжи и притворства — вот что ценит автор в настоящем поэте.

Самозванцев-поэтов стало

нынче много,

Наверно, потерялась Святость

в Песне — Стихе».

(«Двустишие о поэтах»)

«Прибежавших колонной

поэтов

Не сосчитать.

Некоторые, как кони резвые,

Чуть промелькнув

В зазеркалье славы,

Становятся чиновниками

и докторами,

Чтобы исчезнуть как поэты…

Много можно привести примеров из произведений поэта неравнодушного, болеющего душой за все, что происходит как в жизни отдельно взятого человека, так и в жизни общества.

Алексей Сарыгларович Бегзин-оол родился 28 октября 1949 года в Барун-Хемчикском кожууне Республики Тыва. По специальности журналист, окончил отделение журналистики Новосибирской Высшей партийной школы. Работал корреспондентом, завотделом, собственным корреспондентом республиканских газет «Тыванын аныяктары», «Шын»; редактором районных газет «Хемчиктин сылдызы», «Улуг-Хем», ответственным секретарем районной газеты «Улуг-Хем». А. С. Бегзин-оол был лауреатом премии Министерства культуры и туризма РТ в области «Литературы и искусства».

Стихи начал писать поздно, в возрасте 40 лет. Выпустил сборники стихов: «Болчаг» («Свидание»), «Шаанчактар» («Клинья»), «Дииреннигдун» («Ночь с дьяволом»), «Челелер» («Завязи»), «Шылгалданын ушужууру» («Три вершины испытаний») .

Хранитель, ценитель родной речи, поэт, журналист Алексей Бегзин-оол выпустил пять сборников стихов. Его стихи и публикации вызывали интерес многих читателей. Известный журналист А. Дембирель поэзии Бегзин-оола дал оценку: «У лирических героев Бегзин-оола в большинстве слышим тоску, а такое рождается, видимо, от той пестроты нашей жизни, с которой мы сталкиваемся каждый день». Ценитель поэзии, простой рабочий из Ак-Довурака Анатолий Монгуш в свое время признавался: «При чтении стихов А. Бегзин-оола запутаешься в чувствах: плакать или смеяться». Критик Мария Хадаханэ, оценивая творчество поэта, писала: «Бегзин-оол –…есть узнаваемый голос, который не спутаешь ни с кем, — это удача».

Лидия ООРЖАК,

учитель тувинского языка и литературы

Аграрного лицея Республики Тыва