Тува выходит из изоляции — на федеральном уровне получили поддержку перенаправление федеральной трассы М-54 и строительство западного и северного железнодорожных коридоров. Развитая транспортная инфраструктура необходима региону.
«Природные богатства Урянхайского края, как называли Туву в 1914–1921 годах, чрезвычайно востребованы. Там и железная руда, и уголь… На территории республики имеются очень значимые запасы полезных ископаемых, поэтому создание инфраструктуры и обеспечение транспортной доступности просто необходимо, — заявил корреспонденту Infox.Ru депутат Государственной Думы, знаменитый спортсмен Александр Карелин. — Это ведь не только вывоз сырьевой части, это еще и перевозка строительных материалов и многих других в готовом к бурному развитию субъекте федерации, замечательной Республике Тыва. Реализация проектов очень важна для внутреннего развития региона, для качества жизни людей, и, конечно, для нашей кооперации во внешнеэкономической деятельности».
Экономический коридор Россия — Монголия — Китай
Тува — один из немногих регионов России, в котором нет железной дороги. До недавнего времени перспективы ее появления казались довольно туманными. Но теперь планы обрели четкое очертание в рамках Программы создания экономического коридора Россия — Китай — Монголия.
Как сообщила корреспонденту Infox.Ru врио директора Департамента поддержки проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе Минэкономразвития России Наталья Стапран, документ был подписан в июне этого года в Ташкенте в ходе трехсторонней встречи Президента России Владимира Путина, Председателя КНР Си Цзиньпина и Президента Монголии Ц. Элбэгдоржа. Был сформирован перечень проектов и мероприятий в сфере железнодорожного и автомобильного транспорта, а также гражданской авиации.
В частности, планируется модернизировать центральный железнодорожный коридор по маршруту Улан-Удэ — Наушки — Сухэ-Батор — Замын — Уд — Эрлянь — Цзилинь, а также рассмотреть ряд проектов по созданию маршрутов в рамках Восточного, Западного и Северного железнодорожных коридоров. В области автомобильного транспорта будут построены участки дорог АН-3, АН-4. Россия, Монголия и Китай также планируют развивать аэронавигационное обслуживание с целью повышения уровня безопасности, экономической эффективности и регулярности использования воздушного пространства.
Железной дороге — быть!
Западный железнодорожный коридор — «Курагино — Кызыл — Цаган Толгой –Урумчи», и Северный — «Курагино — Кызыл — Цаган Толгой — Эрдэнэт — Пекин — Тяньцзинь» непосредственно касаются Тувы. Реализация проектов придаст мощный импульс развитию региона. Уже началась разработка технико-экономического обоснования.
«Работа в трехстороннем формате позволит улучшить транспортно-логистическую инфраструктуру с использованием китайских инвестиций, тем самым реализовывать транзитный потенциал, обеспечивая безопасность перевозок, в том числе по евразийскому пространству, — подчеркнула Наталья Стапран. — Дополнительно привлекать китайские инвестиции в сопутствующие инвестиционные проекты с формированием взаимозависимых цепочек добавленной стоимости, в том числе для поставок продукции на рынки третьих стран, а также обеспечить доступ российских/монгольских товаров на растущий китайский рынок. В перспективе развитие экономического партнерства между Россией — Монголией — Китаем должно содержать элементы либерализации торговли и инвестиций».
«Работа над проектами со стороны Китая и Монголии уже началась. Перед нами стоит задача стать инициаторами встречного движения, подключить к этой работе сибирские регионы, которые также заинтересованы в проектах развития, стать, как уже было отмечено выше естественным региональным драйвером, влиятельным центром и активным участником содействия евразийскому экономическому партнерству», — подчеркнул глава республики Шолбан Кара-оол.
«Перенаправление федеральной трассы М-54 — историческое событие»
Дорожные работы по перенаправлению федеральной трассы М-54 уже начались. Она станет основной транспортной артерией республики и драйвером экономической мобильности населения девяти самых густонаселенных районов.
«Начало реальных дорожных работ по перенаправлению маршрута федеральной трассы М-54 — событие, не побоюсь этого слова, исторического масштаба. По моему мнению, его прорывной экономический эффект сопоставим с открытием знаменитого Усинского тракта», — подчеркнул глава Тувы Шолбан Кара-Оол.
Федеральная дорога до международного пункта пропуска Хандагайты станет новым выходом на кратчайший автомобильный маршрут по международному транзитному коридору. Что особенно важно, со стороны Монголии и Китая развитие автодорожной сети также идет по направлению к Хандагайты, от Урумчи через Улангом и Ховд.
«Перенаправление трассы М-54 потребует активного участия местных администраций, республиканского правительства по организации сопутствующих производств, придорожного сервиса. Вся эта работа требует четкой координации действий, проектного подхода к реализации, — отметил Шолбан Кара-оол. — Необходимо вести вокруг дороги протекционистскую работу с инвесторами, стимулировать придорожный бизнес и устройство прилегающих территорий. Уверен, новое автодорожное направление может стать основой для эффективного продвижения социальной и предпринимательской активности молодежи, для выработки современных и креативных проектов придорожных комплексов, новых видов сервиса».
«Для России важны и Европа, и Азия»
Работа по совершенствованию транспортной инфраструктуры Тувы активизировалась вместе с усилением «восточного направления» российской политики. Помимо масштабных проектов в автомобильной и железнодорожной сферах, в 2016 году началась модернизация аэропортового комплекса Тувы. Уже в 2017-м будет полностью завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы и введен в эксплуатацию международный сектор аэропорта. Это станет еще одним шагом к повышению доступности отдаленного российского региона, который теперь выходит на передний рубеж создания евразийского партнерства, «воротами в Азию» для российского государства и отечественного бизнеса.
«Территориально находясь в азиатской части России, трудно говорить только о европейской интеграции, — подчеркнул Александр Карелин. — Еще сто с небольшим лет назад Петр Аркадьевич Столыпин сказал, что Россия важна и для Европы, и для Азии как соединяющая часть, а они важны и равноценны для нее. И географически, и в том числе экономически предпочтения возникают с разными полярностями, как азиатской, так и европейской. Поддержка транспортных инициатив правительства Тувы — это просто-напросто очень разумное, очень актуальное решение, совмещение причин внутреннего развития и участия во всех международных экономических комбинациях».
«Проблему транспортной изолированности необходимо решить»
«Тува по сути такой же анклав, как Калининград. Только тот от остальной России отделяют прибалтийские страны, а наш регион — Саянский хребет, — отметил глава Тувы Шолбан Кара-оол. — Но если у Калининграда есть выход к морским путям, то в нашем случае с «большой землей» Туву связывает единственная автодорога. Транспортная изолированность — одна из наших самых главных проблем, которую необходимо решать».
Теперь дело сдвинулось с мертвой точки. Слишком важен сейчас приграничный статус республики. Ведь окраинный российский регион находится в самом центре Азии. И все эти преимущества будут максимально использованы не только для развития региона, но и на благо всей страны.
Юрий НИКИТИН