Есть такой международный проект – Театральная олимпиада. Впервые она проходит сразу в двух странах одновременно: в России и Японии. У нас программа продлится более пяти месяцев, а в Стране восходящего солнца – ровно один. Недавно, 23 августа в японской Тоге (префектура Тойяма) открылась IX Театральная олимпиада. Спектакли в театральный центр Тадаси Судзуки, основанный в 1966 в этом месте, привезут театральные режиссеры со всего мира: Роберт Уилсон, Оскарас Коршуновас, Теодорос Терзопулос, россиянин Валерий Фокин, Ярослав Фрет и другие. Но дали здесь слово и представителям других видов искусств.
Наверняка многие видели по телевидению сюжет в российских новостях: наш знаменитый ансамбль «Алаш», только что покорявший слушателей на сценах Кызыла на фестивале «Хоомей в Центре Азии», уже оказался далеко-далеко от дома. Выступил на гастролях в Японии: дал два концерта 25 и 26 августа в рамках IX Международной Театральной олимпиады. Местные сдержанные жители в финале программ не скрывали своих эмоций – стоя аплодировали нашим землякам. Это народные хоомейжи РТ, ученики Конгар-оола Ондара Бады-Доржу Ондар, Аян-оол Сам и заслуженный артист РТ Аян Ширижик. Они сумели заворожить исполнением слушателей, те смогли представить степи номадов центра Азии.
"Алаш" выступил с концертной программой «Ачай» («Отец»), посвященной памяти народного хоомейжи РТ и популяризатора тувинской горловой музыки Конгар-оола Ондара. Коллектив не только исполняет национальную музыку, но и обогащает ее выразительный язык элементами европейской, мировой культуры. Получается оригинально, неповторимо – уникально.
Группе 20 лет, первый руководитель – Конгар-оол Ондар. «Алаш» известен не только в России, коллектив объездил с гастролями множество стран, особую популярность имеет в США, где был удостоен престижной музыкальной премии Grammy. (За альбом «Jingle All the Way», записанный вместе c королём американского банджо Белой Флером.)
Гастрольный график «Алаша» обычно такой: семь месяцев выступлений по миру и России, а оставшееся время артисты проводят дома, готовят новые программы. Музыканты, собирающие большие залы в Лос-Анджелесе и других мегаполисах, проводят отпуск в тайге наедине с природой.
Разъезды – обычное дело для кочевников. Так, в этом году тувинцы выступили и на фестивале в Вологде, на котором дали концерт под открытым небом в антураже древнего русского города. Гости по привычке начали настройку инструментов за три часа до выступления. Один из музыкантов Аян Ширижик не менее получаса бил в огромный барабан, ища басовые ноты. Необычный звук плыл над старинным центром Вологды, заставляя прохожих бросать взгляды на городские часы кремлевской часовни: бой часов, что ли, поменяли?
«В России мы выступаем нечасто, в Вологодской области впервые», – сказал зрителям Бады-Доржу Ондар. Из Вологды трио отправилось в Швейцарию, оттуда – в Италию, Китай. С собой оно возит с десяток народных инструментов. Все они подлинные, традиционные, изготовленные потомственными мастерами. Впрочем, то же можно сказать и самой о музыке «Алаша». Старинные тувинские песни они аранжируют по-своему, внося современные нотки и отголоски музыки тех стран, в которых бывают. Местных музыкантов тувинцы слышат не только по радио – с некоторыми вместе выступают и записываются.
«На наши песни зрители по-разному реагируют, – говорит Бады-Доржу Ондар. – Одни садятся рядом со сценой и медитируют. Другие слушают, закрыв глаза, третьи сидят в недоумении, как оглушённые. Слушатели из разных стран признаются нам иногда, что наша музыка рисует у них в голове картинки Тувы с её лесами, полями и реками. И начинают описывать. Кстати, очень похоже».
Бывает, увидев на афише слово «Россия», зрители идут слушать балалайку и баян, а перед ними предстают люди, поющие горлом, аккомпанирующие себе на инструменте под названием игил со струнами из конского волоса. «Случается, нас просят что-то русское народное спеть, – говорит Аян-оол Сам. – Для нас это не проблема. “Калинка-малинка” под игил и шоор (тувинская флейта) отлично звучит».
…Воскресенье, первый день осени. Двор центра тувинской культуры Кызыла. Сидят молодые люди, один из них неторопливо перебирает струны гитары. Другие инструменты – в чехлах, прислонены к белой иномарке. Вот это да: это же «Алаш»! Уже дома, перелет из Кызыла с фестиваля через Москву в Японию – и назад так же. Как и не уезжали. Всё быстро, по-современному, фантомно. Поздравляем с успехом в далекой восточной стране – скромно благодарят.
Такие вот они, ребята из «Алаша». И реально создается впечатление: музыканты мгновенно перемещаются по миру, как предки-номады по Великой степи. Они – везде! Труженики, всегда находящиеся в творческом поиске. Не стоящие на месте. Как та река, чьё имя носит коллектив.
Наш. корр.