Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Аяс Ооржак: старшеклассников сплотило ЧП

20 декабря 2014
1165

Насколько взрослыми являются сегодня выпускники? И не в том даже плане, практичнее ли смотрят они на жизнь, а в том, насколько готовы прийти на помощь в трудную минуту. Тема эта как-то сама возникла в разговоре с учителем Хову-Аксынской средней школы Аясом Ооржаком. Все же рос он в советское пору, а получал образование и пришел в школу в рыночные времена, когда ценности в общественном сознании претерпели изменения. В тридцать восемь лет можно подвести в жизни и первые итоги, а с ними — обозначить и состоявшийся опыт в учительской профессии.

— Чувство взаимовыручки мои учащиеся не потеряли. И время их не испортило, — делится выводами Аяс Мыктыр-оолович. — Авария на ТЭЦ, которая случилась в Хову-Аксы два года назад, стала для наших старшеклассников экзаменом на прочность. Дома они не пережидали холодов, хотя и отменили тогда занятия в школе, с первых дней ЧП помогали аварийным сварочным бригадам: заносили для них трубы в размороженный корпус детского сада.

Сверстники в эту пору завершали первое полугодие и больше думали об отметках. Ситуация, о которой старшеклассники Хову-Аксы знали по телевизионным репортажам, зимой 2012 года стала для них обыденной реальностью. Знания, полученные на уроках ОБЖ, были востребованы самой жизнью. И даже сплотили учеников десятых и одиннадцатых классов.

Аяс Мыктыр-оолович теперь посмеивается по этому поводу: после школы поступал в Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге, не взяли из-за ослабленного зрения. Говорили, что трудно будет делать операции в полевых условиях. А подобные «полевые» условия, приближенные к боевым, сам того не ведая, я увидел и узнал два года назад. И не где-нибудь, а в родном поселке, когда наравне со всеми его жителями боролся с последствиями аварии.

В послужном списке Аяса Ооржака — работа в сменой (вечерней) поселковой школе и средней школе села Сайлыга. Начинал там учителем биологии. Когда перешел на работу в Хову-Аксынскую школу, оказалось, что этот предмет уже ведут две учительницы. Директор школы предложила взять на себя предмет под названием ОБЖ. Тогда в расписании он только появился, однако не везло с учителями, которые его вели. О юношеском увлечении Аясом кикбоксингом в школе помнили, ведь окончил он ее в 1994 году. Помнили о том, что эти занятия он не оставил в период обучения в Тувинском государственном университете, где успел еще позаниматься в секции каратэ. Посчитали, что человек с такими интересами иначе увидит специфику предмета, сможет увлечь учащихся средних и старших классов. А если еще и школьную секцию будет вести, то в воспитательной работе сразу убьет двух зайцев. Личный авторитет — лучший помощник в учительской работе.

Как результат такой работы — чемпионы, которых сам воспитал. В 2012 году ученик одиннадцатого класса Аяс Оюн занял третье место на соревнованиях по кикбоксингу, которые проходили в Барнауле. И в тот же год шесть его ребят (из девяти) заняли призовые места на соревнованиях в Томске. С выездом в «большой мир» помогал кызылский тренер Мерген Монгуш, который сегодня возглавляет республиканскую федерацию бокса. «У тебя ребята всегда подготовленные», — говорил ему наставник.

Занятия в секции по кикбоксингу сегодня прервались: перегружен единственный школьный спортзал. Но выход, как считает Аяс Ооржак, можно найти. Было бы здорово, если бы в школе появился отдельный зал для спортивных секций. Аяс Мыктыр-ооловича ведет клубы юных инспекторов дорожного движения и юных друзей пожарников, свои успехи здесь тоже есть, хову-аксынских ребят регулярно отмечают на республиканских соревнованиях.

В последние годы заговорили о нормативах ГТО. В советскую пору они были обязательными для старшеклассников и студентов. Не ровён час — вновь появится в расписании и начальная военная подготовка. Попытка включить ее основные догмы в предмет под названием ОБЖ не увенчалась успехом: задача ОБЖ — дать навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, а начальной военной подготовки — представление о строевой подготовке и воинской дисциплине.

— За этот предмет я готов взяться, — замечает Аяс, смеясь, ведь придется проходить новую профессиональную переподготовку, он как раз оканчивает в Тувинском университете годичный курс для учителей ОБЖ.

В рамках ОБЖ возродили летние сборы для десятиклассников. Однако учащихся надо подготовить к ним. И школа должна создать условия: на будущий учебный год заказали муляжи автомата Калашникова, общевойсковые защитные костюмы, респираторы и противогазы. И плакаты о легендарных полководцах и Героях Советского Союза. Занятия по начальной военной подготовке сдвинутся тогда с мертвой точки.

Сегодня школа держится на женских плечах. Без сильной мужской руки ей тоже не обойтись. «Пятьдесят на пятьдесят, — считает Аяс Ооржак, — таким должен быть педагогический коллектив. Ученикам важно видеть и учителей-женщин, и учителей-мужчин.

— Если бы учителям платили по пятьдесят тысяч рублей в месяц, — замечает Аяс Мыктыр-оолович, — то мужчины пошли бы в школу. Пока же по окончании вуза они спешат закрепиться в силовых структурах, где платят больше и существует немало льгот.

Еще не так давно костяк педагогического коллектива состоял из учителей пенсионного и предпенсионного возраста. Благодаря им школа выдержала испытание на прочность и в лихие 90-е, и в относительно спокойное первое десятилетие XXI века. Эстафету от учителей-пенсионеров приняли тридцати-, сорокалетние педагоги. На смену им уже приходит новое пополнение — из числа тех педагогов, которые о прежних временах знают только из рассказов родителей. На этом фоне есть возможность сравнить три поколения учителей.

— И сравнение будет в пользу учителей моего времени, — улыбается Аяс Ооржак. — Обязательность, выдержка, терпение — это те качества, которые были им присущи и которых часто недостает даже нам, коллегам «помладше», из «среднего» поколения учителей.

В Хову-Аксынской школе много ветеранов. Нина Канчыр-ооловна Монгуш учила Аяса еще в старом здании школы, которое занимают ныне начальные классы. Вела уроки истории и обществознания в ту пору, когда на глазах рушилась страна. Свои примеры приводила сама жизнь: перестал работать кобальтовый завод, вокруг которого когда-то и возник Хову-Аксы, люди спешно покидали поселок, потому что остались без работы. Нина Канчыр-ооловна учила сравнивать эпохи. И хотела, чтобы ее подопечные научились думать.

Математик Татьяна Васильевна Козловская тоже учила Аяса Ооржака. А в качестве наставника часто повторяла: главное в жизни — терпение, не переживай после каждой трудности, все еще встанет на свои места.

Мир точных наук для Аяса Мыктыр-ооловича повлиял на его судьбу. Жена Буянмаа Бопуевна — из математиков. Знакомы с ней были еще в школьные годы. Родная же школа спустя многие годы справила им… свадьбу. Теперь растут трое детей: два сына, восьми и пяти лет, и дочь, трех лет. Семейные обязанности по-новому научили относиться к работе: все, что касается учебной и воспитательной деятельности, остается в школе, дома все внимание — детям, порой очень важно с ними просто фильм посмотреть или поиграть. Это тоже часть воспитания. Для отца это очень важно.

— Хочу, чтобы мои дети выросли хорошими людьми, — делится Аяс Ооржак. — Добрыми и отзывчивыми. И интеллигентными. Это редкое сегодня качество в людях.

— Сложно сказать, что изменилось бы, если бы директором школы был мужчина, — признает завуч Хову-Аксынской школы Сайзана Дирчин. — Не доводилось работать под началом директора-мужчины…

Немного подумав, Сайзана Андреевна замечает:

— Аяс — очень современный учитель, на его уроках интересно, он всегда что-то новое пытается привнести в, казалось бы, рутинную работу учителя. Постоянно находит что-то интересное, и не только учеников, но и нас, учителей, может заинтересовать своей пе­дагогической находкой. Он никогда не теряет чувства юмора. С ним работать и просто, и легко.

Михаил РУДАКОВ