Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Адекватная самооценка

26 сентября 2015
1250

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ОНА У ДЕТЕЙ?

Поведение человека постоянно так или иначе сочетается с его представлением о себе и с тем, каким он хотел бы быть. Формирование самосознания, без которого невозможно развитие личности, — сложный и длительный процесс. Он протекает под воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребёнка. Без знания особенностей самосознания детей трудно правильно реагировать на их поступки, выбирать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.

Важным периодом, оказывающим существенное влияние на то, как человек будет воспринимать себя во взрослой жизни, является школьный возраст. На самооценку школьника в первую очередь влияет его успешность в учёбе. Поэтому задача родителей помогать своему ребёнку чувствовать эту успешность.

Успеваемость ребёнка в школе во многом зависит от его самооценки. Ребёнок может оценивать себя: завышать, либо занижать свои успехи, достижения. Самооценка может быть высокой или низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Если в семье не уделяют достаточного внимания детям, но при этом требуют послушания, у детей может формироваться заниженное представление о себе. Ребёнок с заниженной самооценкой нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это может способствовать формированию отрицательного отношения к сверстникам, людям в целом, могут формироваться враждебность, мстительность, стремление к уединению. Наоборот, когда в семье детей считают более развитыми, чем их сверстники, поощряют чаще, чем следовало бы, иногда совсем незаслуженно, в том числе и подарками, хвалят при других детях и взрослых, не порицают за плохие поступки, то у таких детей может формироваться завышенное представление о себе.

Родители, воспитатели и учителя должны с особым вниманием, трезво и объективно оценивать поступки и результаты деятельности ребёнка, чтобы своими оценками не навредить ему. Как завышенная, так и заниженная самооценка очень затрудняют жизнь человека, тем более ребёнка.

Обучение и воспитание будут более успешными, если формировать у ребёнка адекватную оценку своих достижений, укреплять его веру в свои силы. Только такая самооценка может поддерживать стремление учиться, работать самостоятельно, творчески. Ребёнку нужны тёплые эмоциональные отношения, доверительный контакт.

В нашем окружении всегда будут люди, в чём-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в чём-то. Важно объяснить это ребёнку, помочь ему сформировать адекватную самооценку, позитивное отношение к самому себе, самоуважение, ощущение собственной ценности.

Вера ОЮН,

почётный работник общего образования РФ,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «РООМХШИ имени Р. Д Кенденбиля»