Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

А у дизеля — короткий век

20 октября 2018
582

Проблемы с электроснабжением райцентра Монгун-Тайгинского района поселка Мугур-Аксы, действительно, есть. Однако речь, видимо, не идет о тотальном многосуточном блэкауте домохозяйств сумона, о котором последнее время пишут в социальных сетях. Свет в домах гаснет, но это так называемые «веерные отключения», предпринимаемые для разгрузки энергосистемы муниципалитета. После того, как двигатель одной из дизельных электростанций (ДЭС), работающих в паре из-за износа, «ушел» на капитальный ремонт, оставшийся не справляется в полной мере с нагрузкой. В ближнесрочной перспективе наладить стабильное электроснабжение в поселке позволит новый двигатель, поставку которого ожидают из Барнаула. Но если говорить о перспективах района и муниципалитета, «дизельному» электричеству необходимо искать альтернативу — сумон и район, так сказать, на солярке далеко не уедут. Подобного мнения придерживаются как в администрации района, так и в минтопэнерго региона, в связке с которым монгун-тайигинские власти решают проблему.

Сразу за Чаданом наш «уазик» делает крутой поворот влево на дорогу в Хандагайты, и характерный для центральных районов Тувы исключительно степной пейзаж за стеклом автомобиля начинает меняться. Горы, всю дорогу разбавлявшие степь на горизонте своей синевой, все ближе и ближе подступают к трассе. Все отчетливей ощущается подъем дороги, но машина бежит резво, до поворота вправо, на грунтовку. Амортизаторы уже не справляются, и тряска начинает мешать медитации у окна. «Уазик» виляет между невысоких холмов с обрушающейся породой, покрытой яркими пятнами лишайников. Встречные машины попадаются все реже и реже, а на горизонте обозначается гряда гор, отчетливо синеющая стеной даже с расстояния в добрую сотню километров. За ней Монгун-Тайга, если не считать Тере-Холя, — самый труднодоступный район республики. Горные массивы мешают как прокладке туда нормальной асфальтированной дороги, так и тому, чтобы протянуть ЛЭП хотя бы до райцентра Мугур-Аксы…

Ближе к синей гряде горы и холмы, сковывающие дорогу от самого поворота, снова отступают вдаль. «Уазик», взметая клубы стойкой осенней пыли, опять мчится среди степи. Но степь здесь иная. Ровная, как игровое поле бильярдного стола, просторная…

— Знаменитые степи Саглы, — кивает в сторону мой коллега из газеты «Шын», часто бывающий в этих местах.

— А чем они знамениты? — спрашиваю его.

— Просто есть такая поговорка: «Если бы в жизни все было ровно, как степи Саглы», — отвечает он.

Да, если бы в жизни все было именно так. Но, увы, жизнь чаще всего — это поиск компромиссов, вынужденных решений и т. д. За все приходится платить, как говорится. Монгун-Тайгинский район, скрывающийся за грядой гор, резко обрывающих гладь тех самых степей Саглы, за свою красоту и неприступность вынужден расплачиваться отсутствием привычных для населения остальной республики благ цивилизации. В поселке Саглы Овюрского района, расположенном на границе с Монгун-Тайгой, если и случаются перебои в электроснабжении, то немногим чаще, чем, скажем, в Кызыле или в большинстве других населенных пунктов республики. Электричество туда подается по линии электропередачи. Когда спустя семь часов непрерывной поездки мы, наконец, добрались до Мугур-Аксы, в администрации нам рассказали, что жители сумона часто ставят в укор районным властям то, что в Саглы всегда есть свет, а у них в поселке часто бывают сбои.

— Задают вопрос: почему нельзя запитать электричеством наш поселок от Саглы, протянув сюда линию электропередачи, — рассказал нам председатель администрации Монгун-Тайгинского района Александр Донгак. — Увы, но даже если к нам и протянуть линию из Саглы, толку от этого не будет.

Министр топлива и энергетики РТ Роман Кажин-оол, с которым я общался накануне поездки в Монгун-Тайгу, говоря о проблемах электроснабжения этого района, насчет прокладки линии электропередачи в поселок из Саглы также заметил, что в этом нет смысла. По его словам, гораздо реальнее строительство линии из Барун-Хемчикского района, через Тоолайлыг, на Мугур-Аксы.

— Второй вариант — протянуть линию из Кош-Агача до Кызыл-Хая и дальше до Мугур-Аксы, — добавил Кажин-оол. — Но это все очень дорогостоящие проекты. Если брать по ценам двухлетней давности, реализация каждого из них оценивается в 600 — 800 млн. рублей.

Поэтому сегодня сумоны Монгун-Тайгинского района вынуждены для своего электрообеспечения использовать дизельгенераторы. Мало того, что «углеводородное электричество» — крайне дорогое «удовольствие», так еще обеспечение им в силу специфики такой генерации выходит нестабильным, в том числе из-за жесткой привязки к поставкам и ценам на топливо. Нынешний скачок цен, кстати, одна из причин перебоев в электроснабжении Мугур-Аксы. Но основная причина, все же, не в этом.

На балансе МУП «Энергетик», обеспечивающего Мугур-Аксы электричеством, находится четыре дизельгенератора: три ЯМЗ-240, каждый мощностью 315 киловатт и один ЯМЗ-850 той же мощности. В схеме энергоснабжения поселок поделен на верхний, средний и нижний. Электроснабжение нижнего и среднего поселка обеспечивает ЯМЗ-850. Что касается верхнего Мугур-Аксы с семью подстанциями, то на него до недавнего времени работали три ЯМЗ-240. Благодаря компьютерному управлению, дизельгенераторы могли перераспределять пиковую нагрузку между друг другом. Короче, помогали друг другу. Двигатель одного из них — ведущего, — обеспечивающего синхронное подключение, вышел из строя. Поэтому сегодня работает только один дизель. Третий же, откапиталенный, простаивает, так как без синхронизации использовать его, чтобы обеспечить электричеством верхнюю часть поселка, невозможно.

— ЯМЗ-240 были приобретены в 2016 го­ду на деньги, выделенные правитель- ством региона общей суммой около 7 млн. 700 тыс. рублей, — рассказывает председатель администрации. — Эти генераторы на самом деле являются резервными и не предназначены для круглосуточной ра-боты.

Ориентированные под обеспечение иных задач, ЯМЗ-240 имеют низкий часовой объем наработки — 10 тыс. часов. Поэтому уже через год с небольшим двигателю необходим капитальный ремонт. Дизельгенераторы, рассчитанные на постоянные нагрузки, стоят очень дорого, признаются в администрации. От 18 млн. рублей.

— Сейчас при росте нагрузки нам приходится прибегать к веерным отключениям, –говорит Александр Донгак. — То есть из семи подстанций отключаем четыре.

Решить проблему и восстановить относительно стабильное электроснабжение в поселке, как это было до выхода из строя одного дизельгенератора, удастся в ближайшее время. Из Барнаула к 25 октября ждут новый двигатель для дизеля. Лучше заменить двигатель, чем его капиталить, поскольку после капремонта он будет выдавать значительно меньше киловатт. И это может оказаться дороже.

— Многие не понимают этого и говорят, что новые дизельгенераторы подозрительно быстро у нас выходят из строя, –говорит директор МУП «Энергетик» Аян Сундуй. — Но посудите сами: станции работают 23 часа в сутки в течение уже 1,5 лет, то есть почти беспрерывно пашут пятьсот дней кряду. С технической точки зрения, для двигателя дизеля это все равно, что для двигателя автомобиля пробег в 400 тыс. километров. Будет такая машина ломаться? Конечно, будет.

Даже когда двигатель из Барнаула будет поставлен, это, все равно, временное решение. Не только потому, что пройдет год и ремонт или замена потребуются снова, но еще и потому, что эксплуатация ДЭС — «удовольствие» крайне дорогое. Чтобы полностью запитать поселок электричеством, требуется 2,5 тонны солярки в сутки в среднем. Зимой, например, при росте нагрузки на энергосистему растет и потребление солярки вплоть до 3,5 тонны. Так что в год, говорит Сундуй, уходит около 800 тонн топлива. Это большие деньги, особенно с учетом нынешнего скачка цен.

С начала года солярка подорожала на 37 процентов, то есть на 16 — 17 тыс. рублей за тонну.

— На сегодня из заложенных на год в бюджете на приобретение дизтоплива 180 млн. рублей, из-за скачка цен на ГСМ, ничего не осталось, — говорит Кажин-оол. — Этот рост никто не мог предугадать. До сих пор солярка ежегодно дорожала на 4 — 5 процентов. Сейчас мы изыскиваем средства на обеспечение топливом подобных предприятий, а также ведем переговоры с поставщиком. Ситуацию за последнюю неделю удалось выровнять, но отсутствие нормальных поставок до этого также сказывалось на энергоснабжении Мугур-Аксы.

Выход из ситуации и в администрации района, и в минтопэнерго видят в налаживании в Монгун-Тайге альтернативной электроэнергетики. МиниГЭС и гибридных (дизель плюс солнечные батареи) электростанций. Работа в этом направлении ведется, и о проектах в этом ключе, реализация которых в Монгун-Тайге уже началась, мы расскажем в ближайшем номере газеты. Как известно, за альтернативной электроэнергетикой — будущее, и, возможно, что в Монгун-Тайгу оно придет быстрее.

Антон ПОСОХИН