Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

А Тува не отпускает…

23 декабря 2014
1042

В 15-й раз состоялась в Абакане в выставочном зале «Чылтыс» художественная выставка «Земля предков». По устоявшейся традиции, параллельно была открыта ежегодная выставка работ преподавателей художественных школ «Художники-педа­гоги».

Я обязательно посещаю обе выставки, и не могу не заметить, как растет мастерство их участников. Конечно, прежде всего меня интересуют художники, судьба которых на протяжении многих лет была связана с Тувой, Кызылом, но потом по разным житейским обстоятельствам они оказались в Хакасии. Их творчество меня глубоко волнует и притягивает, тем более, что тувинская тематика в их работах по-прежнему остаётся превалирующей.

В этом году география участников вернисажа была достаточно широка. Кроме Абакана, Саяногорск, Черногорск, Минусинск (а это уже Красноярский край), Сорск, Абаза. Особенность «Земли предков»: кроме живописных работ демонстрируется много различных декоративных поделок, малой скульптуры, национальной одежды, головных уборов, аксессуаров. Педагоги же, как правило, своими работами являют различные школы в изобразительном искусстве и свой ежегодный творческий отчёт. Так как многие мастера участвовали в обоих показах, я не буду разделять по выставкам их работы, а выскажу свое общее видение о наиболее поразивших меня.

Разнообразна не только тематика, но и манера, и техника исполнения. Каждый из художников поражает своей неповторимостью. Так, В. С. Остриков представил семь работ, выполненных маслом, на тему героического эпоса «Алтын-Арыг» — национальной героини хакасов.

Мифы и легенды хакасов самобытны и вместе с тем во многом перекликаются с тувинскими эпическими сюжетами и героями. Тувинцы и хакасы — соседи и близки по духу, обычаям и обрядам. Вот на холсте акрилом изображён шаман с бубном («Камлание», автор — А. Ултугашев). Пейзажи, портреты, натюрморты, среди которых меня особенно поразили работы педагога Абаканской ДХШ Татьяны Виноградской. Кроме городских и деревенских пейзажей, портретов, она представила две работы: «Из окна музея» и «Купеческий натюрморт», вышитые мулине и штапельными нитями. Тончайшие оттенки, материальность и зримость переданы стежками глади: самовары и чайные чашки, баранки, в вазочке — варенье, сахарница, на переднем плане развернутая конфетка. Так и хочется присесть к столу. Кстати, вышивке она обучает и своих учеников, и три ее выпускницы сегодня учатся в Петербургской высшей школе народных искусств по специальности вышивание. Общий экскурс по выставкам можно и далее продолжать. Но я хочу рассказать о наших «тувинских» художниках, работы которых были представлены в обоих залах.

Анатолий Кузьмин — выпускник художественного отделения Кызылского училища (ныне — колледжа) искусств прошлых лет. Уже более 20 лет живет и работает в Хакасии, сегодня — ведущий педагог Абаканской ДХШ имени Каратанова. Его дипломная работа называлась «Зима». Она вошла в художественный фонд КУИ и постоянно экспонировалась на выставках училища. Выполнена в реалистической манере русских пейзажистов. Традициям Поленова, Васильева, Левитана и сейчас верен А. Кузьмин. Узнаваема «Река» (это искусственный канал Дрена в Абакане), «Туман», «Речка Шушь». Вместе с тем Кузьмин — смелый мастер, который пробует разные манеры, художественные направления и живописные техники. Полотна «Сквер» и «Аптека на улице Ленина» — это современный неоимпрессионизм: дерзкие, размашистые мазки, оригинальные композиции, расплывчатый рисунок. Можно, конечно, провести сравнение с Камиллем Писсаро, его парижскими пейзажами, но у того дымка, серые облака, присущие парижской пасмурной погоде. У А. Кузьмина — наша сибирская золотая осень, тоже дождливая, но в буйстве желтых, оранжевых цветов, с отблесками фонарей на мокром от дождя асфальте. Впечатляет и завораживает.

А ещё А. Кузьмин с увлечением работает над хакасскими легендными сюжетами. В абстрактной манере выполнены картины «Теспей» (хакасский богатырь с мечом и снаряжением), «Ойын» («Игра»), «Чатхан» (нац. инструмент), «Белая рука» (шаман). Журналист Елена Леонченко написала в своих заметках об этих картинах: «Резкие экспрессивные мазки. Насыщенные чёрные, красные, белые, жёлтые краски. И вот перед нами — шаман «Белая рука» или чатханист». А сам художник сказал так: «Образы музыканта, шамана — символичные, собирательные. Они будто вобрали в себя частицу хакасской земли и меня самого». Поражает работоспособность художника и педагога. Это работы последних двух лет, и ещё не все.

Имя Александра Тырышкина хорошо известно в Туве. Он много лет отдал преподавательской работе и заведованию художественным отделением КУИ, член Союза художников России. Сегодня он также педагог Абаканской ДХШ им. Каратанова, постоянный участник художественных выставок. Он считает, что они — стимул роста мастерства. Готовит персональную выставку к 2015 году, а пока мы подолгу стоим перед его полотнами тувинской тематики, которая, как говорит сам автор, не отпускает: «У тувинцев и хакасов в культуре много общего, так что со сменой места жительства вдохновение не исчезло. В Хакасии много живописных мест и богатое культурно-историческое наследие — раздолье для творца». Картина «Сарлыки» — яки на нежно-пшеничном фоне степи. Чтобы их написать, автор выезжал в Кунгуртуг и Монгун-Тайгу. Вот «Ши­­вилигский перевал», «В пути». Полотно «Земля предков» — это сцена похода хакасских воинов, которые на боевых конях, в доспехах, со щитами остановились перед священными камнями.

Для А. Тырышкина характерен эпический размах, ширь и вместе с тем мягкая манера мазка. Он не любит тяжеловесности, крикливости, тонко передаёт воздушную среду, траву, водный поток, детали. У белого сарлыка прописана каждая шерстинка, умные, мудрые глаза. Я поклонница живописи А. Тырышкина, могу долго рассматривать его работы. Он не замыкается в одном жанре. На педагогической выставке представлена картина с таким длинным названием: «Меж берез и сосен тихо бродит осень, а в глазах уже зима». Это глубокий психологический портрет девушки в русском национальном наряде.

И ещё один «тувинец» представлен на обеих выставках. Это Виталий Вальков. В юные годы окончил Красноярское художественное училище имени Сурикова. Но потом судьба увела его на другую стезю: работал в каа-хемских райкомах комсомола, партии, в правительстве Тувы. А вот на пенсии (ныне он — житель города Минусинска) потянуло к мольберту. Как он сам шутит, «в конце жизни — начало творчества, по которому я изголодался». И вот в 2012 году — юбилейная выставка, посвящённая собственному 65-летию.

На вернисажах в Туве его работы соседствовали с полотнами С. Ланзы, Ю. Курского, Г. Суздальцева, С. Саая. Сегодня он представляет их в Шушенском, Ермаковском, регулярно — в Абакане. На выставках, о которых идет речь, — преимущественно пейзажи. Здесь мы увидели «Тихую заводь» — одинокий рыбак над осенней водной гладью; «Завтра будет жаркий день» — река, лодки, зовущие прогуляться; «Прощальный полёт» — напротив, осень, улетают гуси; «Каа-Хем. Подтаёжье» — тоже осень, но уже в горах, выпал снег. Представлен один портрет: «Филимон — плотницких дел мастер». А вообще художник работает в разных жанрах в технике акварели на бумаге либо картоне. Зрители ранее уже видели его работы «Эхо древних эпох» и милую, полную лиризма «Табунок». За каждой чувствуется талантливый, вдумчивый мастер, со своим видением.

До сих пор искусствоведы не пришли к единому мнению, акварель — это что, живопись или графика? На обеих выставках акварелей представлено в этом году много. Работы В. Валькова выделяются высоким мастерством, разнообразием натуры. Акварель художником была выбрана ещё в студенчестве: «Акварель — это сложная техника, в которой настроение, характер, богатство тонов надо увидеть и передать сразу, здесь уже ничего нельзя исправить, переписав поверх, как в работах маслом». Некоторые его работы мне кажутся тяжеловатыми. Я сторонница более лёгкого, прозрачного письма. Но художник имеет право на свой собственный выбор и отстаивает его своими работами, а полотна В. Валькова — украшение любой выставки и глубокий материал для раздумий.

Выставочный зал «Чылтыс» не пустует. Заканчиваются одни показы, тут же открываются другие. И я рада, что наши тувинские художники не затерялись, заняли достойное место в художественной жизни Абакана и Хакасии.

Алла ПЛАТОНЫЧЕВА