ВГИК. Для многих — только мечты, редко кому улыбается удача получить в этом вузе образование у мэтров российского кино. Но у некоторых жителей центра Азии в знаменитом учебном заведении есть друзья, с которыми связывает многолетняя дружба. Так, в начале лета в Москве по делам побывала работник Министерства культуры РТ Сайдана Хертек, связывалась со старыми знакомыми. Речь о Юлии Разиновой, ее муже.
Москвичка — обаятельный человек. Без какой-либо внешней рисовки и желания понравиться. Естественная манера поведения, отсутствие грима и джинсово-деловая одежда. Всё-таки в командировке в Туве. И уже была в третий раз! К тому же — коренная жительница столицы из интеллигентной семьи с традициями. Открыта для общения, но, чувствуется, с детства привиты понятия такта и пределы дозволенности в сокровенных деталях — будь то личная жизнь или деловые отношения. Меня знакомство обрадовало: нынче редкая удача — добрые, душевные, эрудированные и всесторонне образованные собеседники.
Сотрудники нашего театра так говорят о молодой женщине: интересный человек и наш друг. Да она влюблена в Туву! Несколько раз возила сюда молодежь ВГИКа на студенческую съемку, это и курсовые, и дипломные работы. Продолжительность командировок — разная, бывает, месяц и больше.
Согласитесь, в обществе сейчас не очень жалуют жителей первопрестольной: и не ведают — да не хотят знать! — они жизни простых провинциалов, и жируют на больших деньгах в зарплатах и доходах, и к представителям других национальностей страны относятся пренебрежительно… Не надо подпадать под влияние дурных стереотипов — себе во вред. Юлия Евгеньевна, хотя и застала эпоху СССР в глубоком детстве, воспитана на истинных ценностях человеческих той поры, современная погоня за золотым тельцом, что внушается как эталон мечтаний через большинство СМИ и другие общественные институты, не про нее.
ВГИК располагает прекрасной студией для создания разных фильмов — такого нигде практически нет больше. Студенты и обязаны «делать» курсовые и дипломные работы, для чего пишут заявки, составляются сметы. Так, осенью 2006-го в Туве появилась одна такая группа отважных для съемки документальной ленты о шаманах. Создавали сюжет в далекой Монгун-Тайге, жили, из-за отсутствия гостиницы, в одной комнате в здании районной администрации.
Конечно, Юлия Евгеньевна тогда впервые узнала о существовании такого региона, а уж удивляться в суровых местах приходилось многому. Сплотились, закалились. И воду носить самим приходилось, и свет отключали вечерами, надо подстраиваться, и снабжение продуктами проблематично, да и холодно уже в тех местах не по-европейски в осеннюю пору. Хорошо, нашли женщину, которая стала готовить на всех пельмени, вышли из положения.
Молодая женщина — начальник цеха кинопленочных технологий вуза. И до сих пор «стоит горой» за работу именно на ней, теперь это — дорогое удовольствие. Тогда же в «десанте» оказался ведущий инженер цеха технического обслуживания съемочных работ ВГИКа Алексей Смирнов — длинные волосы в хвостик, вьющаяся бородка, такой немного хипповый вид. На работе Юля обычно только здоровалась с ним — и разбегались по делам, не проявляли эмоционального интереса. А тут в Мугур-Аксы суровые испытания бытом сблизили, началось общение — интересное, неформальное. Посмотрели друг на друга под иным, не столичным, углом — так и случился «служебный роман». Отнюдь не легкий. А с продолжением в Москве. Видимо, в Туве по-другому «узелки» и не могли завязаться. Только в «узел счастья».
Появились в центре Азии и новые знакомые, друзья в Кызыле, в театре, с которыми свели профессиональные интересы. Причем связи не прерываются и на расстоянии. Если кто-то едет в столицу из местных, спрашивают по телефону: что привезти в подарок? В ответ: конечно, хаан чай, артыш. Причем напиток пьют только по особым, торжественным, случаям, берегут. И когда наши артисты летели в Турцию большой группой, москвичи помогали подыскать транспорт для переезда из аэропорта в аэропорт, недорогую гостиницу для ночлега. Юля даже находила время (это при погруженности москвичей в дела и безумном ритме жизни мегаполиса!), на своей машине встречала музыкантов из американского оркестра «Сан Ра» в аэропорту, шефствовала над ними в столице, благо, хорошо знает английский язык со школы, отправляла на фестиваль «Устуу-Хурээ». Для нее отзывчивость и обязательность — это нормально, нормы бытия.
А Мария Козлова, из мастерской Алексея Гелейна, создала у нас 20-минутную дипломную работу «За черные горы». Практически получилось про «белые пятна» для большинства вгиковцев: кто из них знал что-то про Туву, шаманов этих далеких мест? Ленту заметили на вузовском, 26-м по счету, фестивале, были хорошие отзывы профессионалов, отметили наградой за звук.
На следующий год, опять же осенью, Юля и Алексей вновь оказались в Туве. Это уже снимал игровой короткометражный курсовой фильм «Колесо» («Очалан», к гордости автора, на пленку) Владимир Копуш, который в 2006-м помогал командировочным из Москвы наладить съемочный процесс в отдаленном районе Азии. Юлия Разинова стала директором картины, что получилась на славу. Наш земляк окончил ВГИК в 2009-м, в мастерской Владимира Хотиненко набирался знаний. Тогда же принят в Гильдию кинорежиссеров. Работа Владимиру Надымоловичу удалась, получила много наград на различных фестивалях в России. А Юлию Евгеньевну удивляет, что в Туве на картину как-то не обратили внимания…
Молодые москвичи неожиданно, в первую очередь — для самих себя, решили тогда и оформить отношения в Кызыле. Вот колдовская аура заповедных мест! Театр помогал в хлопотах: кто нашел мастера сделать оригинальные золотые кольца с восточным рисунком, кто необычное платье для невесты искал в реквизите концертных нарядов (туалет Луизы Мортай-оол оказался впору виновнице торжества) и тувинский наряд для жениха. Знаменитый специалист, а проще — волшебница Людмила Волошина «колдовала» над гримом и прической новобрачной — в Москве такого и не сделаешь нигде: изысканно, красиво, индивидуально.
Торжество состоялось в Кызылском ЗАГСе седьмого ноября 2007 года, «родились» узы брака. По любви, случившейся на Востоке… Тогда заведующая литературной частью театра Сайдана Хертек стала свидетелем у невесты. До сих пор вспоминает, как и остальные, необычную свадьбу: светлый праздник получился, съездили на источник, посидели в ресторане хорошей компанией, общение памятно по сей день. Все старались, хотелось порадовать друзей. Как оказалось, в Москве супруги так торжественно не отметили столь важное событие, было всё по-семейному…
В последний приезд несколько лет назад, весной, Юлия Евгеньевна работала с Ольгой Короткой, Екатериной Орловской, Константином Овчинниковым, Петром Хохряковым. Это с новыми технологиями уже, видео. Костя из мастерской знаменитого кинооператора Михаила Аграновича. А Ольга из мастерской известного режиссера Алексея Учителя — автор будущей короткометражки на 20 минут о молодежи региона, чего она хочет, о чем мечтает. Планировали сюжет о женском горловом пении, но по ходу съемок «перестроились».
Работа — режим стресса. До сих пор Юлию удивляет «тувинское» время, а проще — опоздания, необязательность. Много снимали в Пий-Хеме, у чабанов на стоянке, природу, кызылский клуб, в Чадане, интервью с мастерами хоомея и знатоками уникального искусства. Что получится при монтаже, в процессе работы, не знает никто. Юлия Разинова считает: кино — весьма тонкая материя…
Сама она собиралась, как родные (мама работает в министерстве экономики страны), посвятить жизнь финансам. Училась в знаменитой школе с экономическим уклоном, в 10 классе попала по обмену в США с двумя ребятами. В Вашингтоне начались проблемы с питанием. Так сама пошла в американское министерство, добилась решения о переселении в другие семьи. Стержень в человеке с детских лет есть.
Получила красный диплом в престижном Государственном университете управления. Со второго курса начала работать, всё шло нормально. Но… Резко изменила судьбу: поступила во ВГИК, получила красный диплом и здесь. Профессия — продюсер кино и ТВ. Жажда познания нового и интересного перевесила. Нравится работа: рядом ходят по вузу творческие уникальные личности, известные всей стране и миру. С ними интересно общаться. И здесь снимают в учебной студии настоящее кино — не пластмассовое, что заполонило кинотеатры. Она, по другую сторону камеры, участвует в создании и продвижении работ. Организатор производства, директор фильма — ее имя в титрах. Уже более 10 лет на своем месте.
Юлия Евгеньевна любит путешествовать. Была на Байконуре, в Башкирии, Чувашии, по работе. Объездила, как турист, стран 20. Это и для творчества полезно. У нас с любопытством рассматривала петроглифы около Кызыла, любовалась золотом скифов. Побывала на театральной премьере «В беспамятстве» — всё поняла без перевода, постановка понравилась. Учит сама тувинский язык, хотя и трудно дается. После съемок «Колеса» дружит с Эдуардом Ондаром, удачно снявшимся в главной роли. Как и со многими в коллективе театра. Это — ее самое любимое место в Туве.
Сейчас так далеко в Туву Юлия не может собраться в экспедицию. Подрастают дочки: Соня, которой около пяти, и Тома двух лет. Алексей стал заботливым отцом-кормильцем. Надежду вновь работать в Туве супруги, что нашли в ней личное счастье, не оставляют.
Да, иметь таких друзей ря- дом — большая находка. Они помогают верить в мечту. Главное — в возможность ее осуществления.
Марина КЕНИН-ЛОПСАН