Мы уже писала о тех сложностях, с которыми сталкиваются компании, разрабатывающие в Туве угольные месторождения, в условиях отсутствия у региона железнодорожной связи. Корреспондент газеты встретился с Александром Лукиных, гендиректором ООО УК «Межегейуголь». Эта структура компании «ЕВРАЗ» — флагманское на сегодня предприятие в Туве, добывающее уголь шахтным способом.
— Александр Николаевич, какие ограничения на компанию «Межегей-уголь» накладывает то, что свою деятельность она осуществляет в регионе без железнодорожной связи?
— Отсутствие железной дороги — это прежде всего логистические ограничения. С двух лицензионных участков — Межегейского и Восточного — невозможно безубыточно вывезти более 1,5 млн тонн угля в год. Поэтому сегодня мы сконцентрировали внимание на одном участке. Сейчас наша цель — поднять «на-гора» 1,2 млн тонн в год.
— Насколько увеличивает себестоимость угля его вывоз из республики автомобильным транспортом?
— Сегодня перевозка составляет больше трети затрат в себестоимости. Это много. Как показывает практика, в регионах с железнодорожным сообщением эта цифра колеблется в пределах 10 — 20 процентов. Впрочем, мы не знаем какими будут в будущем тарифы на железнодорожной ветке Кызыл — Курагино.
— Влияет ли отсутствие железнодорожной связи на операционные расходы и капвложения предприятия, если, допустим, завоз материалов осуществляется по автомобильной дороге?
— Что касается доставки материалов и капитальных затрат, то все зависит от того, что и откуда мы везем. Грузы из регионов, входящих в «Енисейскую Сибирь», на расходы влияют менее заметно. Оборудование и крупные партии материалов, которые доставляются из более отдаленных регионов России или из-за рубежа до ближайшей станции в Минусинске, приходится дополнительно переваливать на автотранспорт, тратя на это время и деньги. Железная дорога в Туву избавит нас от этого.
— Как-то озвучивалось, что с появлением железной дороги «Межегей-уголь» будет запущена в эксплуатацию вторая очередь предприятия. Что включает в себя вторая очередь? На сколько это позволит увеличить добычу угля на предприятии и, соответственно, его доходы и отчисления в республиканский бюджет?
В рамках реализации программы второй очереди мы начали проектные работы. В планах через четыре-пять лет запустить восточное крыло межегейского месторождения. Но мы вынуждены очень осторожно вести расчет мощности предприятия, пока это только 1,3 млн. тонн в год. Впрочем, при благоприятных условиях мы можем быстро трансформироваться и увеличить добычу до 3 и далее до 7 млн. тонн в год при прежней численности коллектива. Отсутствие железной дороги — один из главных сдерживающих факторов динамичного развития отрасли в регионе. А тем временем потребность рынка в марках угля Улуг-Хемского бассейна высока.
Беседовал Антон ПОСОХИН