Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

А друг ли нам «Платон»?

24 марта 2016
1573

Скандальная система взимания платы с большегрузов «Платон», запущенная в ноябре прошлого года, создает риски не только для коммерции; ее внедрение может негативно сказаться и на бюджете регионов. Пока в правительстве РФ разрабатывают стратегию внедрения «Платона», идя на уступки дальнобойщикам и ища компромиссы, бизнес и субъекты Федерации подсчитывают возможные убытки.

— «Платон» подразумевает взимание платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, за проезд по федеральным дорогам общего пользования, — пояснили нам в ФКУ Упрдор М-54 «Енисей». — Оплачивается строго километраж, который будет пройден транспортным средством. В настоящий момент система предусматривает два способа оплаты: через бортовое устройство, на счет которого вносятся деньги, либо оплата производится по маршрутной карте.

По словам источника в федеральном дорожном ведомстве, сегодня также рассматривается вариант оплаты в кредит: поездил месяц — оплатил.

Напомним, что система «Платон», название образовано сокращением словосочетания «плата за тонны», была запущенна в эксплуатацию 15 ноября 2015 года, вызвав недовольство дальнобойщиков, в дальнейшем вылившегося в забастовки и протестные акции, широко освещаемые в СМИ. Одной из главных причин бурной реакции владельцев и водителей грузовиков стала убыточность автомобильных перевозок в России сама по себе, которую «Платон», по их мнению, только усугубит.

Протестные выступления профессионального сообщества заставили правительство пойти на уступки. До принятия поправок в КоАП были уменьшены непомерные штрафы за нарушения требований по использованию «Платона»: для юридических лиц с 450 тыс. рублей до 50 тысяч — за первое нарушение, и с 1 млн. рублей до 100 тысяч — за повторное.

«Заморозили» и тариф за километр, который с первого марта этого года планировалось поднять до 3,06 рубля. Вплоть до октября он должен сохраниться на уровне 1,53 рубля.

В ФКУ Упрдор М-54 «Енисей» считают, что внедрение системы «Платон» в грузоперевозки страны — вполне оправданная мера.

— Дорожное хозяйство ежегодно несет многомиллиардные убытки от эксплуатации федеральных дорог общего пользования тоннажными грузовиками, — поясняют там. — Нужно учитывать и то, что часто больше­грузы «заряжают» сверх разрешенной массы, что разрушает покрытие трасс и выливается в дополнительные расходы на содержание дорог.

При этом в ФКУ считают, что внедрение этой системы не скажется на ценообразовании. По словам источника в Упрдоре, в крупных торговых сетях страны был проведен мониторинг, который не выявил роста ценообразования с началом эксплуатации «Платона».

В миндортрансе РТ не столь оптимистичны в прогнозах. В ведомстве газете заявили, что их структура уже не раз получала возмущенные послания от РАДОР (Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами), в которых, в частности, содержалось обоснование рисков роста цен в магазинах региона из-за системы «Платон».

— Не надо забывать, что основной грузопоток в республику и из нее осуществляется по М-54, — говорят в миндортрансе РТ. — При таком раскладе наивно полагать, что на рынке региона нововведение не отразится.

Крупный бизнес уже подсчитывает для себя риски. К примеру, промышленный флагман Тувы — китайская компания ООО «Лунсин» — вывозит полиметаллический концентрат из Тоджи как раз таки на большегрузах. В компании заявляют, что «Платон» встанет инвестору в миллионы. В примерном расчете платы за проезд по федеральной дороге для большегрузных автомобилей ООО «Лунсин» за 2016 год (есть у «Тувинской правды») обозначено, что, если компании удастся добыть планируемые в этом году 200 тыс. тонн концентрата, плата по системе «Платон» составит 24 млн. 698 тыс. рублей. В расчет также включена транспортировка 20 тыс. тонн сырья и материалов.

В тоже время в минфине республики рассказали, что в настоящий момент в федцентре, как вариант, рассматривают возможность освободить владельцев большегрузов, подпадающих под «Платон», от уплаты транспортного налога. Москва в этом плане, как считает источник в министерстве, настроена довольно серьезно — помимо разговоров, в пользу такого решения говорит и мониторинг большегрузных транспортных средств, недавно проведенный федеральным дорожным агентством в регионах России, в том числе и в Туве.

— Вероятно, на такой шаг Москва идет, дабы снять нагрузку с рынка, вызванную дополнительными финансовыми затратами перевозчиков из-за внедрения «Платона», — поясняют там. — Таким образом, федцентр пытается избежать рисков роста цен. Однако подобная мера отразится на бюджете регионов, поскольку казна субъектов Федерации лишится части поступлений.

По словам другого источника в финансовом ведомстве, транспортный налог является важной статьей дохода в бюджете республики. Несмотря на то, что с его уплатой всегда существовали проблемы, Тува, по итогам 2015 года, по этой позиции получила 59 млн. рублей.

— В регионе около 80 тыс. транспортных средств, — рассказывает источник. — Включая спецтехнику и авиацию. Исходя из этого, с учетом налоговой ставки, за счет тран­спортных налогов бюджет Тувы за 2016 год должен пополниться 90 млн. рублей.

По данным минфина РТ, в республике 739 большегрузов, подпадающих под «Платон». Из них 240 уже зарегистрированы в системе. Если транспортный налог отменят сейчас, то, по расчетам финведомства Тувы, регион потеряет 16 млн. рублей.

— Если же все большегрузы, имеющиеся в республике, будут освобождены от транспортного налога в пользу «Платона», Тува лишится в этом году 31 млн. рублей, — добавляют в минфине.

Но в финансовом ведомстве сохраняют оптимизм и заявляют, что транспортный налог — «целевой», то есть все средства, полученные по этой позиции регионом, идут на содержание дорог республиканского уровня, и «возможно, будет правильным» взимать плату с грузовиков, осуществляющих транспортировку грузов по федеральной трассе, в счет федерального же дорожного фонда.

Поводом для оптимизма могут быть разговоры в коридорах власти о том, что Федерация вроде как собирается компенсировать региону значительные бюджетные потери, а проведенный мониторинг как раз и был осуществлен для этого. Правда, пока неизвестно, из каких источников будет идти компенсация и в каком размере.

Судя по всему, система «Платон» не только выходит скандальной, но и еще противоречивой, косвенно сталкивающей интересы регионов и бизнеса. Действительно, снять эти противоречия можно освобождением перевозчиков, подпадающих под «Платон», от тран­спортного налога с одновременной компенсацией этих потерь региона. Но если компенсация эта будет симметричной потерям бюджета, то есть ли вообще смысл в системе «Платон»? Внешне все это выглядит, как простое перераспределение финансовых средств.

Антон ПОСОХИН